Бывший подполковник ФСБ: Казахи в Дагестане — проблема Назарбаева, они отрабатывают операцию "Казахский джихад"
Ликвидация боевиков с казахстанскими паспортами в Дагестане наделала немало шуму в республике и за ее пределами — в частности, в Казахстане снова появились слухи о том, что запад страны — с
Ликвидация боевиков с казахстанскими паспортами в Дагестане наделала немало шуму в республике и за ее пределами — в частности, в Казахстане снова появились слухи о том, что запад страны — служит неким прибежищем для радикальных исламистов, и вообще — является зоной, потенциально уязвимой для проникновения различных форм радикального ислама. Это, в частности, подтверждали эксперты ИА REGNUM .
Однако, по мнению вице-президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковника ФСБ в отставке Алексея Филатова, слухи эти преувеличены. По его мнению, у понятия «казахский джихад» нет перспектив. Но при этом — есть силы, которые бы хотели превратить Казахстан в очаг нестабильности. Впрочем, — рассуждает эксперт, — взрывная волна «джихада» неизбежно докатится и до Средней Азии, где активно действуют ячейки «параллельного ислама». Таджикистан и Киргизия в силу целого ряда причин являются наиболее слабым звеном.
ИА REGNUM : В последние годы — а особенно в последние недели, в информационном поле, как России, так и Казахстана, появились сообщения о задержании либо ликвидации боевиков с казахстанскими паспортами. Как вы думаете, откуда взялось это явление и можно ли говорить о появлении системной проблемы, которую уже необходимо решать совместными усилиями двух стран?
На мой взгляд, эта проблема не носит системного характера. Граждан Казахстана задерживали на Северном Кавказе и раньше, но они, если смотреть в процентном отношении, капля в море боевиков «Имарата Кавказ». Скорее, это все-таки проблема самого Казахстана. И вот почему. На протяжении последних двадцати лет, начиная с развала Советского Союза, республика под твердым руководством Назарбаева остается территорией стабильности. Безусловно, есть силы, которые не устраивает такое положение дел — они бы хотели превратить Казахстан в очаг нестабильности. Что для этого нужно? Ответ известен: кадры. Опытные, прошедшие «огонь и воду» кадры, способные стать ударной силой смуты. Вот для чего на Северный Кавказ переправляются отдельные личности — для «боевой стажировки». Надеюсь, мы никогда не услышим такое понятие, как «Казахский джихад». Но, как я уже сказал, есть силы, для которых исламизация Казахстана является стратегической задачей, и они не сидят, сложа руки.
Что касается сотрудничества двух стран, то оно не просто желательно, но необходимо. По линии спецслужб оно находится на достаточно высоком уровне. Регулярными являются контакты между Управлением «А» Центра специального назначения ФСБ России и Службой «Арыстан». Это наши давние коллеги. Напомню, что региональное отделение Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР было создано в Казахстане в 1990 году. Действует в республике и представительство нашей Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфы». Так что рабочие контакты существуют не только между спецслужбами, но и между ветеранами антитеррора.
ИА REGNUM : Что вы можете рассказать об истоках проблемы? Можно ли сказать, что это обусловлено исторически? Ряд специалистов связывает возникновение проблемы с тем, что на Западе Казахстана, откуда якобы приехали боевики, существуют еще с советских времен места компактного проживания различных кавказских народов.
Не думаю. Нынешний «джихад» по своему кадровому составу носит интернациональный характер (примеру тому — Саид Бурятский). Эту заразу «чистого ислама» могут подцепить жители любой области Казахстана. Конечно, со времен депортации вайнахов остались какие-то «старые завязки», но они не имеют особой роли в посылке боевиков. Нынешнее террористическое подполье на Северном Кавказе имеет иную природу, нежели это было в 1990-х годах: идет борьба не за «независимую Ичкерию», а за «Имарат Кавказ».
ИА REGNUM : Что вы думаете о Западе Казахстана и Казахстане в принципе? Есть ли основания верить слухам, что боевики из Северного Кавказа используют республику в качестве «базы для отдыха»?
Казахстан — наш естественный союзник. Это аксиома. И надо быть самоубийцами, чтобы смотреть сквозь пальцы на присутствие в республике «отпускников» Доку Умарова. Да и зачем так далеко ехать? Если кто хочет отдохнуть, достаточно взять билет и отправиться к родственникам в Центральную Россию или куда-нибудь еще. На самом деле, все много проще… и страшнее. Но это уже вопрос к российским силовым структурам.
ИА REGNUM : Что вы можете сказать о возникновении террористических угроз в Средней Азии? В частности, в Киргизии и Таджикистане сформировались очаги нестабильности и существуют публичные прогнозы об усилении исламской оппозиции в этих странах. Вы с этим согласны?
Полностью согласен. Происходит искусственная исламизация. На наших глазах под видом «торжества демократии» организуется катастрофа на Арабском Востоке. Взрывная волна «джихада» неизбежно докатится и до Средней Азии, где активно действуют ячейки «параллельного ислама». Таджикистан и Киргизия в силу целого ряда причин являются наиболее слабым звеном. Нужно ожидать усилия подрывной деятельности исламистов на этом направлении.
ИА REGNUM : Что вы можете сказать о ситуации, которую создает формирующийся Таможенный союз ? В частности, об опасениях, что границы станут прозрачными и на территорию России хлынет неконтролируемый поток наркотиков?
Причина не в Таможенном союзе, она — в Афганистане, откуда при попустительстве (как минимум) американцев идет этой самый наркотический поток. Устранить эту внешнюю ситуацию мы не можем. Значит, остается одно: кардинально менять положение дел в самой России. Не раскрою секрета, если скажу, что борьба с распространением наркотиков носит поверхностный характер и не затрагивает воротил этого криминального бизнеса, извлекающих громадную прибыль от своей деятельности. Расправляться с этой публикой нужно предельно жестко. Но о чем тут говорить? У нас с последствиями «Ледяного ливня» никак не могут справиться. Конечно, если мы говорим о Едином таможенном пространстве, то потребуется качественное усиление в деятельности спецслужб и тех структур, которые отвечают за борьбу наркотиками.
Насчет потока — хлынет или не хлынет, то выскажу свою точку зрения: система поставок «дури» в Россию отлажена уже давно. Черный рынок поделен и рассчитан, и сколько требуется наркотиков, столько и поступает. С Таможенным союзом это никак не связано. Вопрос-то в другом. Чтобы реально и эффективно противодействовать наркотической экспансии, нужно менять само положение дел, прежде всего, в России. Ничего не получится без кардинального улучшения дел в системе МВД и бескомпромиссной борьбы с коррупцией на всех уровнях российского общества.
Михаил Пак , Алма-Ата