Хенрик Данусевич: "Латвия не готова систематично поддерживать своих производителей"
На прошлой неделе в России закончилась 18-я международная выставка продовольствия Prodexpo 2011. В рамках выставки состоялся конкурс Лучший продукт — 2011, на котором две фирмы из Латвии пол
На прошлой неделе в России закончилась 18-я международная выставка продовольствия Prodexpo 2011. В рамках выставки состоялся конкурс «Лучший продукт — 2011», на котором две фирмы из Латвии получили золотые награды. В связи с этим событием корреспондент ИА REGNUM встретилась с президентом Латвийской ассоциации торговцев Хенриком Данусевичем, который рассказал о перспективах латвийско-российского сотрудничества, а также о том, что происходит с сельхозпродуктами в Латвии.
ИА REGNUM: В начале февраля Вы были в Москве на конференции «Поставщик-2011″. Стратегии работы с розничными сетями». Какие новости для латвийских предпринимателей Вы привезли из России?
Сначала расскажу немного о самом мероприятии. В России есть два крупных мероприятия каждый год, которые собирают специалистов по розничной торговле. Одно касается специализированной продовольственной розницы — на нем я и присутствовал, второе будет в конце года, в октябре — это будет общая конференция розничных предпринимателей. Кроме встреч и обсуждений были две интересные вещи: первая — награждение лучших торговцев России и второе — россияне ввели награду для лучшей научной работы в области торговли. Имеются в виду работы, которые касаются совершенствования технологий, то есть они поддерживают научно-технический прогресс в торговле. Я уже несколько лет являюсь постоянным гостем этой конференции не только как представитель Латвии, но и как представитель Евросоюза .
Как всегда в этой конференции участвовали практически все крупнейшие торговые сети России. И так как у нас очень хорошие отношения с россиянами мы на этом форуме договорились о двух вещах. Первое — компания X5 Retail Group (владелец торговых сетей » Пятерочка «, » Перекресток «, «Копейка» и т.д.) обещала, что для латвийских производителей, для товаров, которые будут поставлены или предложены в торговые сети будет оказано определенное содействие. Конечно, те платежи, которые являются стандартными, не отменят, потому что бизнес есть бизнес. Но те поставщики, которые захотят войти в торговые сети этой компании, будут избавлены от определенных «лишних» издержек. Это касается как продовольственных групп, так и непродовольственных, потому что X5 Retail Group имеет разные форматы, и в гипермаркетах половина товаров — это непродовольственные товары. Я думаю, что это хороший шаг вперед и латвийские производители захотят этим воспользоваться и будут только в выигрыше, потому, что это сети большие и серьезные.
Второе, о чем мы договорились, касается нашей встречи с Союзом Независимых Сетей России. Союз Независимых Сетей — это корпоративная система, одним из руководителей которой является калининградец Олег Пономарев ; он же является совладельцем сети магазинов «Семья». Так вот, ему интересно закупать у нас товары от больших поставщиков совместно с латвийскими независимыми сетями и таким образом получить более хорошие цены, чем могли бы быть, если бы он закупал эти товары самостоятельно. Также мы предложили Союзу независимых Сетей России нашу стандартную программу обучения, разработанную вместе с Торговым институтом, в которой мы знакомим с опытом работы как наших сетевых лидеров — RIMI, MAXIMA, так и с кооперациями, показываем наших самых известных производителей «Латвияс балзамс» и «Дзинтарс» и знакомим с торговыми центрами «Линстов» («Галактико»).
Я в Москву вез реферат о методах увеличения продаж в малых и средних магазинах и мой партнер Андрей Калмыков — он сейчас работает в Казахстане — тоже выступал с похожим рефератом. Мы разработали вместе с ним систему латвийских (и не только латвийских — балтийских) специализированных экспортных магазинов Amber Line, которую предложили нашим производителям. Эта система базируется на самом передовом опыте организации магазинов на территории России и стран СНГ . Это магазины с торговой площадью плюс-минус 200 квадратных метров, которые включают в себя четыре товарные группы — это продовольствие и алкоголь, косметика, белье и трикотаж, и последняя — все остальные товары, которые могу быть предложены производителями. Магазины размещаются в крупных торговых центрах в городах-миллионниках. Операторами являются представители той страны, где открывается магазин, и мы его совместно с торговой ассоциацией этой страны подбираем по принципу надежности, чтобы наши деньги не пропали. С другой стороны, у такого оператора нет преград в открытии магазина, он знает все отработанные схемы — и официальные, и коррупционные, и здесь нет проблем, какие часто возникают у новичков, которые должны все связи на новом рынке нарабатывать сами.
Вот пример: лицензия на торговлю алкоголем в России для общепита стоит 15 тысяч рублей на 5 лет — это примерно 2,5 тысячи латов. Столько же надо дать взятку, чтобы получить эту лицензию. И, конечно, исходя из этого цены немаленькие на общепит и на алкоголь, а потому сложно работать в такой коррупционной среде, какая есть в России, к сожалению, да и в других странах СНГ. Поэтому мы считаем, что самый хороший вариант — это работать с местным оператором. Кроме того, у нас налажены логистические каналы, по которым мы можем поставлять, так сказать, «белые» товары в те магазины, которые мы создадим.
Мы работали над этой схемой более года и считаем, что этот проект действительно реальный и самый доходный из тех вариантов, которые до сих пор были. Конечно, прибыль будет не сразу, она начнет появляться тогда, когда таких магазинов будет, как минимум, десять. Но понятно — и это подтвердили мои неофициальные разговоры с местными производителями, — что многоотраслевые магазины намного экономичнее, чем самостоятельные, которые открывают руководители отдельных предприятий в зарубежной стране.
Правда здесь есть еще вопрос: заинтересовано ли государство в том, чтобы открывались такого рода магазины. К сожалению, ответ не утешителен: государство сегодня не готово реально поддерживать прямые продажи. Мне эта политика непонятна — министерство экономики не поддерживает прямые формы реализации наших товаров за рубежом. Даже вот на эту схему, которую мы предложили, — а мы посчитали, что это новые технологии, — но нам не дали гранта, чтобы провести презентацию для производителей. Мы попросили-то мелочь — трехзначную цифру. Ну, не надо — так не надо. В конце концов, это не наш бизнес, это бизнес производителей и если им это не надо, то нам тоже лишние хлопоты не нужны. Просто меня удивляет то, что наши руководители — экономисты по образованию — не всегда поддерживают экономически положительные идеи. Хотя это тоже объяснимо: мы знаем, что живем в стране банковского феодализма, и все диктуют банки. А им намного интереснее вопросы, связанные с ипотекой, с налогообложением внутри страны.
ИА REGNUM: Шла ли речь в Москве о поставках российских товаров в Латвию?
Да, с Союзом Независимых Сетей России мы говорили о двусторонних закупках. Они хотят закупать по более доступным ценам, чем у них сейчас продукты из Евросоюза. В свою очередь мы хотели бы закупать для малых и средних магазинов те российские товары, которые выгодно предложить на латвийском рынке и они могли бы заменить более дорогие аналоги других стран. Конечно, это не составит конкуренцию некоторым латвийским продуктам, например, молочным. Здесь, наоборот интерес идет с российской стороны. Скорее это будут продукты, которых не хватает на нашем рынке, например мука, которую сегодня можно купить у россиян за 20 сантимов килограмм.
ИА REGNUM: Кстати, о молочных продуктах, представленных на латвийском рынке. Сейчас много говорят о том, что латвийское молоко отправляется на переработку и на упаковку в Литву. При этом молочная продукция из Литвы стоит в латвийских магазинах дешевле, чем аналоги латвийских производителей. С чем это связано?
Я думаю, что литовские молочники быстрее консолидировались, скооперировались и, исходя из этого, они повысили производительность труда заблаговременно, успели развить мощности и умеют более экономно хозяйничать. Потому у них получаются более выгодные предложения, а кроме того, более стабильные. Сколько в прессе говорилось о латвийских молочных комбинатах — то они покупают, то не покупают. Конечно, крестьянину нужна постоянная система, чем такие перебои в местных закупках. Тем более что в корову тоже надо вкладывать деньги и соответственно планировать продажи молока.
ИА REGNUM: А что происходит в сельском хозяйстве Латвии? Говорят, что сельхозпродуктов уже не хватает, да и цены неумолимо ползут вверх…
Сельскохозяйственное производство сегодня в любом случае перспективно. Мы знаем, что сокращается объем произведенного продовольствия на одного жителя планеты, а так как мы живем в глобальном рынке, где логистика хорошо развита, то конечно это дает латвийским крестьянам перспективы — если вы укладываетесь в нормальные мировые цены, вы всегда будете, как говорится, «на коне». На сегодняшний день это наглядно видно по картошке, цена на которую выросла в несколько раз. Однако многих видов сельхозпродукции в Латвии не хватает. Например — яблоки или та же картошка, их объем недостаточен для рынка.
У нас, к сожалению, в сельском хозяйстве больше ориентируются на то, как бы получить Европейские деньги в виде различных доплат, даже за то, чтобы ничего не производить. Одна из проблем, которая породила такую ситуацию, та, что у нас нет экономической реальной программы поддержки. Есть определенные приоритетные направления, но они не являются результатом анализа реальных возможностей страны.
И пару слов о ценах. Я думаю, что цены на сельхозпродукцию не будут в 2011 году расти бесконечно, есть определенный предел. Возьмем, к примеру, опять ту же картошку. Скоро на рынки придет египетская картошка, если там ее соберут, конечно, на что мы все-таки надеемся, и она заместит то, что из местных запасов выкуплено. То же и с остальными сельхозтоварами. Поэтому выше потолка мировых цен на продукты латвийские цены не поднимутся.