Лукашенко: разговоры о приватизации и объединении МАЗа — "инсинуация и вброс"
Александр Лукашенко считает, что предложение российской стороны об объединении Минского и Камского автозаводов — преждевременны. Имеется интерес к МАЗу со стороны Венесуэлы, а КамАЗ предс
Александр Лукашенко считает, что предложение российской стороны об объединении Минского и Камского автозаводов — преждевременны. Имеется интерес к МАЗу со стороны Венесуэлы, а КамАЗ представлен в не столь выгодном свете, чтобы белорусская сторона соглашалась на его приватизацию в ближайшее время. Об этом Лукашенко заявил 19 февраля, возвратившись из отпуска в Сочи.
«Нам предложения и от группы КамАЗ, и от группы МАЗ (видимо, оговорка: от «группы ГАЗ «, — ИА REGNUM ) поступают, по моему, третий-четвертый год. Я приглашал Дерипаску, я разговаривал с Чемезовым по этому поводу, руководителями корпораций и мы обсуждали вопросы, принцип один: во-первых, приватизации в чистом виде МАЗа я никогда не рассматривал — никогда. Я предлагал им, одному и второму: ребята, давайте условия, потому что КамАЗ и МАЗ — это конкуренты, зачем нам эта конкуренция на нашем общем рынке, в Таможенном союзе ? Не нужна. Давайте объединимся, не трогая собственность, то есть, не приватизируя ничего, объедимся и выработаем в течение трех или пяти лет принципы, на которых мы будем работать. И когда мы это все утрясем, тогда мы или акциями обменяемся или будем думать, как акции продать или не продать. «Хорошо, мы подумаем». Вот три года прошло — думали. Прошли выборы, и началось: «Мы маз там, за бесценок и так далее». На что я им еще год назад сказал: «За бесценок, за бесплатно мы никому ничего отдавать не будем», — сказал Лукашенко. — «Заплатят нам хорошие деньги, которые…. Предприятие стоит этих денег — мы будем думать, нам пока таких предложений не было. Поэтому это чистой воды инсинуация и вброс. «Вот мы сейчас», Дерипаска и компания закричала, Чемезова и так далее — хорошо, ради бога, но мы даже не подступались к этим вопросам. И мы развиваем МАЗ и поддерживаем таким образом, чтобы это предприятие работало в любых условиях».
«Сегодня россияне говорят, что МАЗ ничем не уступает КамАЗу, а значительно его превосходит. Потому, что мы немало сделали, чтобы поднять уровень его (видимо, имеется ввиду МАЗ, — ИА REGNUM ). Смотрите: КамАЗ — он, наверное, раз в пять больше, чем этот МАЗ. Но продали они, наверное, в прошлом году на тысячи три больше, чем МАЗ и это учитывая, что нас заблокировали и на российский рынок вообще фактически не пускали, а КамАЗ все время поддерживали. Россия — империя, она бросала огромные деньги для поддержки, всего три тысячи разницы», — заявил Лукашенко.
«Люди хотят покупать белорусские МАЗы. И еще один факт: Венесуэла не имеет таких производств. И мне Чавес год тому назад говорит: Александр Григорьевич, я хочу купить у вас там часть акций. Вот деньги — я хочу. Я ему ответил (и притом хорошие деньги давал): «С большим удовольствием. Кому-кому, но венесуэльцам, которые нам ни политических, ни каких условий не выставляют, не пытаются нас наклонить, что плохо? Но я ему поставил условие: Уго, ты должен быть оплотом в Латинской Америке, чтобы обосновались там, кстати, мы строим там, уже построили там сборочное производство, чтобы мы торговали в Центральной Америке и в Латинской Америке. Он с этим согласился. Бразильцы под это подтягиваются», — рассказал журналистам Лукашенко. — » То есть я об этом говорю, чтобы… у нас есть и другие предложения, более выгодные, где у нас не требуют контрольных пакетов и прочее, где… Люди хотят работать».
«И почему я так смотрю туда? Потому, что у венесуэльцев производства нет. Его нет. И это огромный рынок! Огромный, нефть подорожала, в миллиарды долларов сегодня, у венесуэльцев. Они все равно покупают, развивают страну, автомобили. Почему бы с ними не договориться?», — сообщил Лукашенко. — «То же самое и с китайцами у меня. Масса была переговоров по БелАЗу и так далее. Мы даже китайцам отказали в приватизации БелАЗ… Отказали и предложили, что мы создадим там у вас сборочное производство и совместное предприятие — что мы, кстати, и сделали. Поэтому это обычные вбросы, утка и инсинуации!», — сообщил руководитель Белоруссии журналистам. — «Никто без президента даже обсуждать не станет приватизацию таких гигантов, брендов в белорусской экономике, каковыми являются БелАЗ, МАЗ, «Витязь», «Горизонт» и так далее. Мы будем их развивать. Я как президент буду делать все, чтобы не потерять эти предприятия, ни в коем случае». Лукашенко подчеркнул, что достойных внимания предложений, способных поколебать его позицию относительно приватизации таких предприятий не поступало: «Такова позиция на сегодняшний день. Будут хорошие предложения, в силу чего может поменяться позиция, я ничего скрывать не буду, я людям об этом скажу». «Потеряем такие предприятия — поверьте, нас как щенков будут, вот как в Прибалтике, пусть не обижаются на меня люди, будут нас вот так вот за шиворот водить и будут приказывать, что делать, и мы даже не шевельнемся. Я же это прекрасно понимаю. Поэтому никакой дикой приватизации», — заявил Лукашенко.
Он также прокомментировал слухи о своем здоровье, появившиеся в ряде белорусских и российских СМИ: «если кто из тех писак или россиян» был бы готов принять участие в спортивных мероприятиях Лукашенко в Сочи, то он мог это сделать, но таких желающих не нашлось, т.к. Лукашенко предпочитает экстремальные виды спорта. Руководитель Белоруссии отметил, что слухи о состоянии его здоровья распространяют «идиоты и лгуны».
Как сообщало ИА REGNUM , 15 февраля глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов сообщил о письме с предложением белорусской стороне объединить активы КамАЗа и МАЗа: «Белоруссия получит пакет акций в КамАЗе, будет проведена небольшая допэмиссия и доли участников немного размоются». В акциях КамАЗа Ростехнологии владеют пакетом 49,9%, » Тройка Диалог » владеет долей 27,26%, концерн Daimler — 11%, ЕБРР — 4%.
16 февраля первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что Белоруссия приняла предложение российской компании «Ростехнологии» и согласилась на создание российско-белорусской холдинговой компании «Росбелавто», которая объединит активы МАЗа и КаМАЗа. «Мы договорились о том, что на конкурсной основе определим независимую оценочную компанию, которая оценит рыночную стоимость как российских, так и белорусских предприятий», — сказал Семашко. — «Потом взвесим на весах проценты, как гири, чтобы выйти на паритет — там $1 млрд. и здесь $1 млрд. стоимость акций». Помимо МАЗа в холдинг могут быть включены «Белшина», БАТЭ и другие предприятия.
В 2010 году и ранее психиатры Белоруссии и России высказывали мнение, что Лукашенко может быть психически нездоров. Во время затянувшегося отпуска в феврале 2011 года ряд белорусских СМИ распространили информацию о том, что Лукашенко серьезно травмировал себя в Сочи, а ранее пережил инсульт.