Не до жиру, быть бы живу
В период экономического кризиса значительной части россиян
пришлось существенно изменить свое потребительское поведение.
Как показал опрос, доля тех, кто уже больше полугода как перешел на покупку менее дорогостоящих товаров, с января по сентябрь выросла с 22% до 39%. В этой группе преобладают пожилые (49%) и малообразованные (50%) люди. В целом на потребление более дешевых продуктов перешло 62% наших сограждан (в январе таковых было 58%).
Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений. При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – это по-прежнему 34% респондентов.
Еще одной новой тенденцией в условиях инфляции стала закупка продуктов и товаров впрок – пока цены не успели повыситься. Запасают продукты впрок 38%, выращивают больше овощей и фруктов на своем участке, делают заготовки 36% респондентов.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, комментируя для «НИ» результаты опроса, обратил внимание на изменение за последнее время привычной структуры питания россиян в сторону ее обеднения. «Когда еда становится менее разнообразной, это плохо для здоровья. – констатирует эксперт. – Люди стали больше потреблять макарон, картошки, при этом отказываясь от мяса, рыбы, фруктов, особенно сильно дорожающих в зимний период».
По словам г-на Янина, в результате несбалансированного питания возрастают риски различных заболеваний – инфекционных, сердечно-сосудистых. «По причине кризиса и падения уровня жизни россияне все чаще вынуждены экономить на здоровье», – утверждает собеседник «НИ».
newizv.ru