Теперь все лица, застрахованные по программе ОМС, будут получать письменную информацию о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости
Предусмотрено, что на соответствующих ресурсах
будут созданы личные кабинеты посетителей.
При этом страховщиков обязали предоставлять соответствующие выписки в форме бумажного документа (п. 210 Правил обязательного медицинского страхования).
В Правилах обязательного медицинского страхования не уточняется, необходимо ли клиенту для получения выписки подать заявление, что вызывает претензии у экспертов.
«Непонятно, всех ли застрахованных лиц нужно информировать о перечне и стоимости оказанных им медицинских услуг, и в какие сроки это необходимо делать. Отмечено только, что страховые компании должны направлять страхователям такие сведения на бумажном носителе. Мне это представляется совершенно абсурдным. Если у страховой компании 16 млн застрахованных, она должна разослать 16 млн «писем счастья». По моим оценкам, это 2 тыс. пачек бумаги в месяц. Хочется верить, что это информация не затеряется на почте и дойдет до нужного адресата – ведь она содержит персональные данные. Не думаю, что кому-то понравится, если соседи будут по ошибке изучать его болезни», – прокомментировала нововведение директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
А вот сами страховые компании лишней работы, очевидно, не боятся:
«На протяжении всего этого года, не дожидаясь вступления в силу соответствующего приказа, мы информировали застрахованных лиц об объеме и стоимости оказанных им услуг. Наша компания делала это в заявительном порядке», – рассказал заместитель генерального директора АО «СК «СОГАЗ-Мед» Сергей Плехов.
Однако граждан интересуют не только сведения об оказанных им услугах и их стоимости, но и информация о функционировании всей системы ОМС. На сайтах региональных фондов ОМС ежегодно публикуются результаты рейтинга страховых медицинских компаний по множеству направлений деятельности, а на сайте федерального фонда такая информация размещается два раза в год.
Несмотря на это, Лариса Попович назвала ФОМС одним из самых закрытых ведомств в России, поскольку они не публикуют самое главное – информацию о результативности системы ОМС. В целях повышения открытости работы страховых медицинских организаций генеральный директор АО «Страховая компания «Чувашия-Мед» Ирина Клементьева предложила коллегам выкладывать на своих официальных сайтах информацию об аккредитованных банках, рассмотренных с участием страховых компаний судебных спорах и результатах проведенных в отношении них проверок.
А Сергей Плехов посоветовал гражданам ориентироваться на независимые рейтинги страховых организаций, а также не стесняться запрашивать интересующую информацию об ОМС у самих страховщиков.
«Одна из важнейших функций страховых компаний – защита прав застрахованных лиц. За 2014 год в страховые организации поступило около 40 млн обращений граждан по функционированию системы ОМС. Чаще обращайтесь с вопросами в страховые компании – они стоят на страже ваших интересов!», – призвал Сергей Плехов.
Сегодня в системе обязательного медицинского страхования работают 54 страховые компании, что на две компании меньше, чем в прошлом году. Для сравнения, в 1993 году – в период формирования рынка ОМС – в России действовало 567 страховых медицинских компаний.
ГАРАНТ.РУ