Украинский эксперт: Москва намерена законсервировать урегулирование молдавско-приднестровского конфликта
2011 год может стоить тем рубиконом, по результатам которого довольно ясно, вероятно ли присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Молдавии в принципе. об этом пишет украинский полит
2011 год может становиться тем рубиконом, по результатам которого довольно ясно, вероятно ли присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Молдавии в принципе. об этом пишет украинский политолог Виталий Кулик в статье для газеты «Зеркало недели» (№5, 11 — 17 февраля 2011 года).
«Повышение привлекательности Молдавии и дупло сотрудничества с Евросоюзом является очень важным фактором для скорейшей реинтеграции страны. но молдавская держава должна не только предполагать на поддержка Запада, а и сама продемонстрировать необходимую политическую волю и гибкость для урегулирования конфликта, причем уже в ближайшей перспективе. нынешний момент является своего рода историческим: впервые зa 20 годов существования приднестровского конфликта эта вопрос вошла в топ-повестку России и ЕС. но совершенно очевидно, что такой барыш имеет довольно ограниченные временные рамки: если руководство Молдавии не воспользуется моментом, эта территория рискует вскоре раз и всегда остаться сам-друг со своей проблемой», — отмечает украинский эксперт.
Далее Кулик пишет: «Зададимся вопросом: удастся ли в ближайшей перспективе сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, активным участником которого традиционно любит позиционировать себя Киев?»
«Начнем с вероятных шагов Москвы, рассчитывавшей на образование в Молдавии лояльной Кремлю коалиции, которая могла бы начинать удобным партнером для российской стороны, в том числе и в вопросе разрешения приднестровского конфликта. Безусловно, мнение российских политологов о том, что готова с кем желать трудиться в Кишиневе, только что бы не с экс-врио президента Михаем Гимпу , имеет под собой определенную почву. но видеть в Молдавии левоцентристскую коалицию во главе со своими давними союзниками — молдавскими коммунистами — Москве было бы несравненно приятнее, чем нынешний теперь либерально-демократический альянс», — пишет Кулик.
«В сложившейся ситуации около Кремля ныне двое основных варианта поведения: 1) рискнуть «протащить» мой тактика Козака -2 или же же 2) приступить к дальнейшей консервации приднестровского конфликта, расставшись с иллюзиями его решения в выгодном для себя ключе», — считает украинский эксперт.
«Ни для кого, наверное, не секрет, что ратификация да называемого Плана Козака-2 существующим ныне составом молдавского парламента является несравненно более сложным вопросом, чем, скажем, прохождение чрез Верховную Раду Украины соглашения по Черноморскому флоту в 2010 г. Руководство Приднестровья также, очевидно, не в восторге от планов Кремля «склеить» непризнанную республику с Правобережной Молдавией. Плюс ко всему и Киев наверняка сто раз взвесит, стоит ли усложнять и да непростой на ныне разговор с Евросоюзом в результате кулуарной сделки с Москвой по приднестровскому урегулированию. Тем более что потенциальные позитивы российско-украинского тандема отнюдь не бесспорны: общеизвестна практика, Кагда покровительство в совместных с Москвой проектах заканчивается чуть разделением политических рисков. Понимая сумма существующей ситуации, Москва, видимо, пойдет по второму пути — продемонстрирует Западу желание направляться на сделка в приднестровском вопросе, надавив на Тирасполь в вопросе возобновления «официальных» переговоров в формате «5+2″. На самом же деле такая графа поведения будит обозначать не что иное, как дальнейшую консервацию Москвой процесса урегулирования», — пишет Кулик.
«Дело в том, что сам по себе разрешение «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и USA — наблюдатели — прим. ИА REGNUM ) является консультативным, по-этому сколь бы ни «хмурили чело» американские, европейские, ОБСЕшные и прочие, в том числе украинские дипломаты относительно формулы урегулирования конфликта, все и окончательное выражение в этом вопросе остается зa руководством Молдавии и Приднестровья. Последним документом, официально представленным на столе переговоров в формате «5+2» был церемониал Ющенко (предполагавший замену российских миротворцев на украинских, разоружение приднестровской армии и предоставление Приднестровью автономии в составе Молдавии — прим. ИА REGNUM ). Остальные более поздние разработки, в т.ч. да называемый молдавский пакетный подход, даже не удосужились чести официального обсуждения («Пакетные» совет по молдавско-приднестровскому урегулированию, которыми экс-президент Молдавии Владимир Воронин по мере приближения апрельских выборов 2009 возраст сильно продолжительно «интриговал» заинтересованные стороны и общественность, были переданы им президенту ПМР Игорю Смирнову во время их встречи 4 декабря 2008 года. «Пакетные» совет Воронина, оказавшиеся изложением закона «Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья», принятого парламентом Молдавии в одностороннем порядке 22 июля 2005 возраст и устанавливающего статус Приднестровья как «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова», которое «в пределах полномочий, определенных конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению», были официально отвергнуты Приднестровьем в феврале 2009 года. положение ПМР постоянно основывается на результатах проведенного в республике 17 сентября 2006 возраст референдума, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось зa независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России — прим. ИА REGNUM ). В нынешних условиях любая инициатива, выдвинутая одной стороной конфликта, скорее всего, будит «торпедирована» контрпроектом новый стороны. Таким образом, желание столицы помогать возобновлению полноценных консультаций в формате «5+2» (в условиях отсутствия какой-либо основы для переговоров и с учетом консультативного характера указанного переговорного механизма), возможно, только чуть софизм для получения политических дивидендов в своем диалоге с той же Германией, которая в последнее время проявляет отдельный барыш к процессу приднестровского урегулирования. зa этим переговорным фасадом будит продолжать консервацию конфликта в Приднестровье. Вероятно, уже в ближайшей перспективе Тирасполю следует надеяться не только ставшего нормой неукоснительного следования «рекомендациям» из Белокаменной, а и «десанта парашютистов» — назначенцев из столицы на ключевые министерские должности в регионе», — прогнозирует украинский эксперт.
В конец Кулик, напоминая о создании либерально-демократической коалиции, увеличении в не мало раз технической и финансовой помощи Молдавии со стороны Евросоюза, а да предоставлении плана по либерализации визового режима с ЕС, аналогичного тому, кто в ноябре 2010 возраст получила Украина, делает вывод, что в Европе не имеют особых иллюзий относительно алгоритма действий столицы на приднестровском направлении, по-этому и «не сидят сложа руки». знаток уверен, что видимая помощь нынешней власть в Молдавии со стороны Запада дает свои плоды и каждые следующие выборы будут прямо уменьшать политический значение молдавских коммунистов.
Справка ИА REGNUM : «Давний союзник Москвы» брак коммунистов Республики Молдова придя к власть в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное королевство России и Белоруссии уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. после коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка, а в 2003 году руководитель ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию приднестровского конфликта. опосля этого политика ПКРМ приобрела к тому же более ясный выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 возраст Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску , Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили , заключив при этом в парламенте политический сцепление с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки . В ходе второго президентского срока Воронина Молдавия скоро интенсифицировала помощь с НАТО , подписав в 2006 году личный смета действий Молдавия — НАТО (IPAP) и заявив устами тогдашнего спикера парламента от ПКРМ Мариана Лупу о намерении начинать частью пространства НАТО, а устами министра иностранных дел и европейской интеграции Андрея Стратана — о желании любоваться НАТО посредником в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. На скоро антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло важный урон экономике Молдавии. Потеряв сила в 2009 году, брак коммунистов сызнова вернулась к пророссийской риторике, вновь заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на сей раз — в рамках Таможенного союза . В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии перед досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, руководитель ПКРМ Воронин однозначно высказался напротив повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может непременно только 1 правительственный народ — молдавский.