Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, систем
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и исламизма рассказывает правитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, знаток Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
ИА REGNUM: Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать мой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. держава передается по наследству. Бизнес в разнообразных отраслях стал семейным. некоторый престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции — молодежь, не видя будущего, покидает республику.
Кроме быстрого развития ваххабизма, еще раз более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив — говорю вам это как знаток по религиозно-политическому исламу. А все эти сплетня про инвестиции, которые продолжаются из возраст в год, да и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде «немецкой деревни». маловато около кого хватает мужества заявить об этом открыто. человеки погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают бес вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это — нынешний Дагестан…
ИА REGNUM: Имея мочь сравнивать, хочу заметить, что в среднем — и это бросается в глаза — в Дагестане живут гораздо зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. но ни один человек не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика — вдали не суть Насколько важен благочестивый причина в формировании мотивации «лесных» и исламистов вообще?
Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что человеки в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на шаг вперед положения. различие в доходах посреди богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может казаться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.
Религиозный причина — основа происходящего в среде подростковой молодежи и преимущественно в мотивации «лесных братьев». Но давайте проясним, что мы понимаем под «лесными». Это окончательно не означает, что они бегают по лесам — нет, они, да же, как и мы с вами, живут в селах, городах и больших мегаполисах. «Лесными» могут быть ваши соседи в любом регионе страны либо мира. Это представление планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный вера стал только лишь только формой социального протеста. некоторый специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. действительно полагают, что, если бы не было ваххабизма, непременно нашли бы иную форму, Но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и ни одна душа не предлагает принципиально другую образец самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.
Обратите внимание, вера больше прогрессирует то есть в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она точный не изучена. Посмотрите сводки по терактам — там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских — бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось слово «русские джамааты». очень как-то я подготовил публикацию по «русским джамаатам» для одной из бельгийских газет — поверьте мне, около них те же проблемы, что и около нас, это сделка тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут много быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.
ИА REGNUM: Обосновано ли мнение, сообразно которому исламисты — это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?
Глубочайшее ошибка — принуждать криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой грабитель не отдаст свою жизнь, ни во веки веков не пожертвует ею ни зa какие деньги, да как основная мишень бандитизма — заработок, а здесь ум в господстве арабского языка в планетарном масштабе.
Сейчас, на выше- взгляд, главная загадка федеральных органов — не дать радикализму кончаться зa пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную кусок СНГ и Прибалтику.
ИА REGNUM: как сказывается отлучка четко обозначенной позиции органов начальник республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?
Политика заигрывания начальство с религиозными организациями в прошлом вела как только к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.
В районах, где здорово обаяние мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные власть закрывают глаза на те или же некоторый нарушения законодательства со стороны религиозных объединений или же представителей духовенства, что бы не входить в столкновение с влиятельным духовным лицом и его окружением. часто от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации тово или же иного человека на государственные или же муниципальные должности на местах. при этом некоторый местные руководители умышленно афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты непременно ведут к клерикализации дагестанского общества.
Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на недостаток грубых нападок, проступает уже явственно. бес защиты светских основ житье-бытье дагестанского общества, преимущественно в сельской местности, будит все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.
ИА REGNUM: Мы почасту слышим, что вера является религией мира и добра (с чем невозможно не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование «своей борьбы» религиозные экстремисты обращаются то есть к исламу в его радикальной версии? Не повторение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?
Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и снедать главный причина привлечения молодежи, Но самое суть — это проповедуемое ими строжайшее единобожие — таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и бес тово недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, Но и считается «харамом», т.е. очень недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. некоторый религиозные авторитеты из числа руководителей совершенно настроенных общин говорят: «Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что бог подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии бес мечей и воинов». Процессы исламизации по всему миру надо признаться активизированы, растет численность новоиспеченных мусульман, преимущественно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России обстановка кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. безусловный расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. по-этому учреждение джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что одинаковый является успешным подходом.
Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме — В любое время будит быть доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, Но он да наводит и на столкновение интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. кроме спецопераций, режимов который и только прочего, борение с экстремизмом и преимущественно с терроризмом — это опять и огромные деньги, чаще только бесконтрольные, и мы не должны выпускать из виду об этом. непроходимо странно, Кагда только не мало муж едва не целые день держат фронтальную оборону навстречу регулярных войск МВД . Заметьте, стиль соглашаться о молодых парнях и девушках, которые и в армии еще раз не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где следствие К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это чрезвычайно серьезная занятие для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.
ИА REGNUM: В чем мотив привлекательности исламизма, жестко регулирующего все стороны человеческой жизни (в том числе сексуальную — очень странно, что молодежь с этим соглашается)? Вы недавно упоминали об «особой энергетике» салафизма — весь согласна, и с нашей, православной точки зрения эта «энергетика» именуется бесовщиной. как «это» называется «по-вашему»?
Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно — наоборот, молодежь четко осознает мой выбор. Им незапамятных времен надоел тот сериальный лик золотого мальчика — преуспевающего кокаинщика, кто навязывает федеральное телевидение. Они совсем не желают воздерживаться по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это охота определенной части молодежи СКФО, которая непомерно без оглядки превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.
Относительно следующий части вопроса — я затейщик раз слышу, что салафизм дозволительно отож с бесовщиной. Энергетика салафизма — в его притягательности, простоте (его называют народным за отсутствия многих нововведений — бида). Салафизм, как ход внутри суннитского ислама, не позволяет мусульманину излишества, призывает ценить другие конфессии и замечаться примером для других и в жизни, и в ритуальной части. очень другое ремесло то, в какой форме это до нас дошло и как проявляется. Ведь в самих исламских странах и преимущественно султанатах никакой религиозной агрессии нет — да почему мы в России не можем ютиться в мире и согласии? Конечно, каждый, который исповедует ту либо иную религию, хочет любоваться всех то есть в своей пастве, и это нормально. просто всем нужно задуматься, что потреблять и другие взгляды — потреблять атеизм, употреблять другие веры. Нужен баланс, и вот здесь необходимы механизмы компетентного регулирования, то питаться государственно-конфессиональные отношения.
Отношение не только к отрицательному, а ко всему, что нас окружает, выражено в послании Творца к каждому верующему: «Нет речи прекраснее того, который призывает к Аллаху, творит благие история и говорит — я из мусульман» (Сура «Разъяснены», аят 33). В этом аяте отражается истинное пребывание мусульманина, то, каким он обязан быть, сама естество ислама.
ИА REGNUM: Почему традиционный вера — в дагестанском случае, суфизм — проигрывает битву зa сердца молодежи? Чего ему не хватает, что бы составить реальную конкуренцию радикалам?
Традиционные формы религии проигрывают везде, и не только в исламе, за отсутствия модернизации с точки зрения упрощения обрядности, а да постоянного соглашательства со светскими нормами и многим другим. Но самое важное — это их замкнутость. Нет идейной подпитки, что бы обновиться, все застоялось. Сегодняшняя молодежь не та, что раньше — простыми проповедями привести ее в углубление религии очень затруднительно, а иногда и весь невозможно. Говоря современным языком молодежного сленга, нужен протест, драйв, креатив, нужен релакс, сей реестр дозволительно продолжать сколь угодно, да как потребности молодого человека в этом смысле нескончаемы. А нынче обратите внимание, что происходит в это время на иной стороне. Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное избавление от мирских благ. Пусть наши читатели не подумают, что это объявление ваххабизма, разумеется я и не могу передать всю остроту их ощущений, потому что не являюсь таковым. Это только результаты многочисленных бесед с молодыми людьми, студентами, старшеклассниками, мониторинга их взглядов и взаимоотношений к религии.
Возьмем православие: почему РПЦ не может противостоять нетрадиционным религиозным организациям? Такого количества сект, как в России, нет нигде. либо же жениться несогласие внутри православия, Кагда священнослужители отходят от официальной христианской доктрины и создают свою церковь. Таких случаев в российском православии немало — побеждать хоть бы историю с Диомидом, Виссарионом и т.д. Православная храм проигрывает на этом направлении по всем фронтам, число новых религиозных движений имеет постоянную динамику роста. А о разгуле протестантских течений я общий молчу. быть и проблемы развития гомосексуальных взаимоотношений в среде православного монашества. как видно, это только как только вершина айсберга. Проблем хватает во всех традиционных религиях, и здесь мы должны вместе заниматься и моделировать ситуацию в нужном направлении, пособничать государству, разрабатывая принципиально небывалый уловка действий по вектору государство-религиозные организации-общество.
ИА REGNUM: Вы недавно в лоск справедливо отметили, что позиции радикалов и традиционалистов, которых «роднит цель шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений», исподволь сближаются (в Татарстане такого покамест не происходит). Это чрезвычайно крупный момент, демонстрирующий истинную естество исламской идеологии, претендующей на победу в мировом масштабе (для начала хоть бы бы на «мусульманских землях»). Не вынудит ли сей случай империя начать целенаправленную войну с исламом как таковым?
Ошибаетесь, то есть в Татарстане это и происходит, отличие покамест только в форме проявления. В данном случае очень судить картину исламизации Татарстана по плану организации » Хизб ут-Тахрир » — в будущем образование в Татарстане будит очень другим. Скорее всего, это будит свободный шариат, то потреблять бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, весьма близкое к исламу Турции. некоторый эксперты склоны вверять разные оценки татарскому исламу, я же основываюсь на всех мнениях, Но базируюсь только на мониторинге молодежной среды, да как зa ними последнее слово. Я недавно говорил, что груда татарской молодежи проходило и проходит воспитание азам ислама в полевых лагерях по всему миру. как Вы думаете, что произойдет, Кагда они вернутся? Ведь доминирующий постулат, кто они изучили нераздельно с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни — мысль борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, кроме только прочего, несет и меч ислама.
Как ни странно, вера быстрее побеждает на христианских землях. Лидерство изначально заложено в сути какой угодно идеологии, не только ислама. королевство ни за что не может начать войну с исламом, пусть бы бы потому, что вера — круг этого государства, и кусок не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — ее вежливый атрибут. разница Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская форма ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же образец присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная образец поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама. Все суд в том, что выговор при трактовке канонов, обрядов и догматики делается на другом, преимущественно в варианте борцов зa чистоту ислама и джихадистов.
ИА REGNUM: Насколько востребована ныне мусульманскими радикальными группировками идеология самопожертвования?
С точки зрения наступательного ислама, то снедать сторонников ваххабитского боевого крыла, будущее то есть зa этим способом ведения террористической деятельности. Поразительно, Но факт: происходит умножение доли присутствия женщин в терроризме. В наиболее масштабных акциях ставку прежде делают на мужчин, да как лакомиться вероятность того, что женщина может не справиться с заданием амира в силу разнообразных причин, чаще только материнства. ранний человек, воздерживающийся от запретных прелестей земных благ, мечтающий о вечной жизни в объятиях райской гурии, с легкостью поддается радикальной доктрине принятия смерти. маловато того, технологии вербовки в лавка шахидов достигли такого совершенства, что он считает огромный честью скрываться сторонником движения зa чистоту ислама, и что только он, а не кто-нибудь непохожий из огромного числа готовых расстаться с жизнью зa ислам, избран, что бы начинать максимально приближенным к Создателю.
На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ, а да видеоматериалы с порталов YouTube и RuTube, которые в обилии передают все прелести проводимых спецопераций. глотать там и аудиостенограммы телефонных переговоров повстанцев, разумеется, свидетельствующие не в пользу государства. Эти и другие материалы радикально-информационного характера создают в умах молодого поколения стиль героя-сопротивленца. дозволено понимать видеозаписи о том, как погибающий моджахед, отстреливаясь, оставляет приказ своей жене, сестре, брату и другим, требуя непременно воспитать детей в шариате, обнаруживаться замуж сестру либо дитя только зa истинного мусульманина. Они каждую минуту обновляются, пополняются новыми эпизодами. Вопрос, как эти записи туда попадают, остается открытым.
Естественно, с точки зрения молодого, начинающего понимать вера человека это выглядит правильно, преимущественно на фоне небывалой коррупции, жизненной роскоши политиков и чиновников, обеспеченности их семей и тухумов. работа в том, что в ближайшие десятилетия другой перспективы в Дагестане и в других регионах СКФО не видно. Вся это демагогия о борьбе с коррупцией не дает ничего, не считая увеличения ее масштаба, являясь своего рода рекламой либо прайс-листом для очередного увеличения ценовых ставок. мечта какая-то получается: в Дагестане борются с коррупцией, возглавляют различные комиссии, выступают инициаторами схем финансовой прозрачности, очищения рядов то есть те, который ее создают и сами являются первым очагом этой самой коррупции. Молодежь видит, что происходит, понимает, анализирует, и, к большому сожалению, делает сортировка осознанно, зная, какие последствия ожидают его и его семью. Тем не менее, они это делают.
Если позиция дел теперь складывается так, значит, княжество на Северном Кавказе крепко не дорабатывает, а по некоторым направлениям очень не работает. если мы будем глядеть значимые сектора, преимущественно сектор молодежной пропаганды, дозволительно заботиться и вредительство, подталкивающее молодежь к антигосударственным настроениям. В Дагестане остро ощущается нехватка специалистов по реализации идеологической составляющей государственной политики, а соответствующие места заняты некомпетентными работниками. кроме этого, некоторый из специалистов уехали в силу того, что не были востребованы, а оставшиеся не могут трудоустроиться или, к тому же хуже, попадают в информационные тенета и разработки экстремистских онлайн-агентств. Про таких людей дозволено сказать, что даже ваххабитами они востребованы больше, нежели государством. некоторый из них уже убиты. Государственные идеологические структуры ныне просто битком, вдоль и поперек забиты родственниками действующих чиновников (племянники, шурины, зятья, сыновья, дочери, близкие, друзья и т.д.). Словом, вкушать все, опричь тех, который нужен. Складывается мнение, что такой подход в подборе кадров не случаен. Клановость как политический уловка стал главенствовать во всем. об этом дозволено выражать и чертить бесконечно, настолько актуальна данная тема, Но давайте остановимся, а то мы перейдем дозволенные в Дагестане границы общения.
ИА REGNUM: как вы считаете, дозволено ли «реализовать себя в качестве мусульманина» в условиях светского российского государства, или же для этого надо «выходить на джихад», исполнять хиджру в Саудовскую Аравию, исполнять некоторый действия, к которым призывают исламисты?
Можно. Возьмем, к примеру, малазийскую, индонезийскую или же турецкую образец политического устройства страны, где соединение демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и питаться конструктивный способ мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием «евроислам». А воспитывать на джихад как на войну со своим нафсом (эго) надо В любое время — это требование, закрепленное в священном писании. Джихад, как его некоторый понимают — это не борьба с себе подобными, а изображение жизни, при котором мусульманин должен побороть все свои дурные привычки, слабости, пороки. И делать путешествие в государство Саудитов тожественный необходимо, и это не требование исламистов, а 1 из самых важнейших столпов ислама, какой существовал всегда.
ИА REGNUM: Каково Ваше известие к закону «О запрете ваххабизма и другой экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»? На выше- взгляд, преобладающий его несовершенство в том, что он не работает. напротив возражениям исламистов, юридические признаки обстановка к ваххабизму и иным экстремистским течениям весь дозволено корректно сформулировать. вопрос в отсутствии неотвратимости наказания. как ее замышлять употреблять ли иные, зa исключением силовых, методы возвращения ваххабитов в правовое поле?
Этот правило изначально не мог работать. как общий дозволительно схватиться законом противу идеологии? если брать известный промежуток истории, то видно, что даже «святая» инквизиция безделица не смогла исполнять визави веры — настолько сильна нужда в ней человека. В данном случае некоторый светские и религиозные демагоги говорят, мол, надобно исполнять то, необходимо исполнять это, а который будит сооружать который будит заключать как весь различать, который ваххабит, а который нет, ведь по одной внешней атрибутике исполнять это нельзя Ну, побреют они бороды — благовременно говоря, некоторый современные салафиты выглядят разительно респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, Но и в городах, краях, областях Центральной России.
Юридических признаков обстановка к ваххабизму не существует. Отслеживать каждого по выполнению ритуальной части одинаковый невозможно, потому что около ваххабитов нет никакой разницы в проявлениях по отношению к верующим из других мусульманских течений, зa исключением шиитов, и то незначительно. Главное, нуждаться понимать, что ваххабизм — это давно только мышление, идея, с которой ее любитель соглашаться по жизни, а соревновать с идеей можно, только дав другую, равноценную по значимости и по своей мощи. И ни под каким видом иначе. царство уже перепробовало все — а толку все меньше, а их все больше.
Относительно наказания — как налагать наказание человека, безостановочно готовящегося к смерти, самопожертвованию? В этом смысле он не ведает страха, и даже считает честью, избранностью такую погибель. начинать ужели что выводить посмертно. Давайте посмотрим, что происходит: семья убитого сотрудника правоохранительных органов получает поддержка государства, определенные льготы для детей, награды, материальные средства. А что получает семья убитого ваххабита, выключая преследований, изгнаний, постоянных обысков, арестов, общественного осуждения? И все и их становится больше с каждым днем. баба убитого ваххабита видит своей главной целью выстоять, воспитывать детей-будущих моджахедов, и для этого она тожественный готова отдать свою жизнь, не задумываясь. как видите, империя в конечном итоге будит вынуждено встречать механизмы возврата их в правовое поле. Это неизбежно, проблема только во времени. Все проблемы Дагестана — в полном отсутствии государственно-конфессиональных отношений, а бес целевой политики в сфере религии успеха достичь просто невозможно.
ИА REGNUM: совет по адаптации бывших боевиков к мирной жизни первым делом отпустила под залог отца ростовского имама Наиля Бикмаева, решившего примкнуть к незаконным вооруженным формированиям, Но схваченного правоохранительными органами до совершения им тяжких преступлений. Получается, что взрослый «мальчик» (к тому же снова и духовное лицо…) может «поиграть» в ваххабита, побегав по городу с пистолетом, и ему зa это сносный не будет. Вице-премьер РД Ризван Курбанов паки и пригласил его поработать своим помощником по реабилитации бывших экстремистов. Нормально ли это? На выше- взгляд, подобное известие к бикмаевым только породит около них впечатление вседозволенности, причем совершенно оправданное. Какие надежды возлагаете Вы на эту комиссию?
На нынешний число особых успехов в деятельности этой комиссии не видно. Нет доверия со стороны тех, который обязан сдаться, джамаатов. Были и примеры, Кагда мертвое тело заявителя — того, который обратился в комиссию — находили после день со следами насильственной смерти. добро бы чиновники утверждают о росте числа обращений, этому маловато который верит. полон рот шума наделала объявление по этому поводу члена комиссии, адвоката Расула Кадиева «Не пришло опять ее время» в федеральной газете «Настоящее время» №49 от 17 декабря 2010 года, где он ставит под недоверие действующие механизмы и способы контактов с комиссией по адаптации боевиков. мысль усугубляется и тем, что в самой джамаатовской среде соблазнять практически нельзя — ни с идеологической, ни с физической стороны. то есть по-этому да высок показатель смертности радикальной молодежи при сопротивлении органам правопорядка. На сайтах группы «Джамаат шариат» дозволено прочитать приказ радикалов к молодежи, в котором да непосредственно и пишется: «Если ты молод и живешь в Дагестане, знай, ты непременно умрешь, да выбери достойную смерть, как приличествовать настоящему мужчине и истинному мусульманину». очевидно же, отрицание согласный таким призывам, и если ты молод, то непременно обязан гнездиться честно, имея ясный выраженную гражданскую позицию.
Что касается Наиля Бикмаева, то здесь усмотрение около всех однозначное: избранности в экстремизме таиться не должно. Человек, кто пришел с оружием, должен ответить по закону. А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже часто поднимали проблему распространения радикализма между детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. чувство такое, что это никому не нужно. маловато того, некоторый уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. Нет единства и в духовной среде Республики Дагестан. около нас в республике даже отдельного органа по делам религий нет. Представляете, регион, где 96,5% населения составляют приверженцы ислама, не имеет собственного ведомства? снедать господство при министерстве по национальной политике, Но нет четкого разделения для решений религиозных вопросов, все решается вместе с другими проблемами. Абсурд, Но это так.
В последнее время религиозные процессы уже и объяснять боятся — даже те, который по долгу здание должен это делать. Здесь, в регионах, бывает непонятно, Кагда глава РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе зa сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок либо донесений? Это же дозволено говорить и по позиции постпреда президента в СКФО Александра Хлопонина . Возможно, этих политиков умышленно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что человеки простой не владеют ситуацией, преимущественно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, а о присутствии государства в сфере религиозной политики вместе утверждать не приходится. И это в то время, Кагда Северный Кавказ, и Дагестан особенно, назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает, что экспансия в отношении нас будит только увеличиваться, следовательно, нужны кардинальные меры в политике, экономике, религии. бес этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.
ИА REGNUM: Вы считаете, что с исламистами надо работать, принуждать с ними диалог. Но в чем цель этого диалога, если даже умеренные исламисты отрицают ценности светского государства и имеют намерения заменить его исламским? Очевидно, что совместить теократический и вежливый образец невозможно, и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. да о чем пойдет разговор?
Иного не дано: конечно, подвизаться нужно, и разговор необходим как воздух. сколь кроме надо убить молодых ребят и с той, и с этой стороны? Такие подходы порождают гнев граждан, а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей власть и при малейшей возможности непременно возьмутся зa оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового нисколько нет. проблема в другом, а то есть в сочетании светского и шариатского. надо разработать их симбиоз. некоторый светские законы вторично в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. согласие вашей логике, война с экстремизмом и терроризмом должна соответствовать вечно, Но между тем никого не останется. И ратоборствовать будит некому и не с кем.
Существующие теперь полувоенные процессы порождают вдобавок большие и изощренные формы коррупции, способные поглотить половину бюджета республики, страны. как прикажете населять в такой ситуации? Естественно, будит миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые тожественный будут причинять очаги межнациональной и преимущественно межконфессиональной напряженности. неприятность паки и в том, что нет специалистов, а те, которые были, — уволены, сокращены, переведены в другие организации и на очень некоторый участки работы. В Дагестане некому жить переговоры, и молодежь ныне маловато кому подчиняется, а люди, которые теперь занимаются идеологий со стороны государства, не авторитетны и абсолютно некомпетентны, к большому сожалению. На Кавказе лакомиться хорошая прибаутка — первый встречный столкновение заканчивается зa столом переговоров, зa чашечкой чая. Будем ждать.
Итак, о чем пойдет совещание Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — приходится дать всем мочь равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить существо религиозных организаций сообразно действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация бес соблюдения определенных, не предписанных законом действий, непременно согласование с одной невыносимо влиятельной общественной, религиозной организацией). Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии, а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу обстановка к некоторый вере. Вот примерный список тем для обсуждения. Их дозволительно профессионально и юридически корректно доработать. Конечно, это не даст мгновенных результатов, поскольку время упущено, Но зато положит источник переговорам, создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.
ИА REGNUM: Вообще-то, говоря, что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции, я не мало погрешила напротив истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане, представители светской точки зрения систематически сдаются под натиском агрессивного исламизма. Общественная дискуссия — причем то есть в светских, а не в исламских СМИ — ведется, к примеру, не о том, нужен ли республике шариат, а о сроках введения в правовую практику тех либо иных его норм. Не вызывает сомнений, что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации, являющейся, напомню, светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту риск и как оно намерено с ней сцепиться с кем Кстати, как Вы оцениваете возможную занятие и должность шариата в условиях современного Дагестана (понятно, что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места около него нет и существовать не может)?
Если потреблять нужда населения в шариате, то запрещать быть следствием идейным установкам Господа ни один человек не может и не в силах. Значит, рассудительный подход с моей точки зрения может крыться только 1 — соединение мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен, что около нас вера отделена от государства, Но надо ежели и бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. жениться Казахстан — это адски динамично развивающаяся страна, потому что правитель Назарбаев нашел безопасный конец светского управления с элементами мусульманского законодательства, и в идеологическом плане около них складывается возвышенный порядок. А что получается около нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем, отступаем обратно поступь зa шагом.
Очевидно, что действующая российская образец далека от совершенства, значит, нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем, республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру питаться на основе модернизованной конституции, подогнав сей главенствующий бумага под туземный цвет потреблять в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и да живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы. нуждаться только профессионально разработать сей подход. Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. обязательно нужно да понимать, что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики, и она помаленьку выходит зa рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.
ИА REGNUM: В исламе, в разница от христианства, нет разделения на «Богу — Богово, кесарю — кесарево», то кушать собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке коснеть реалиями века XIII-го, видя единственное освобождение (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не пора ли осадить, причем в масштабах всей страны, клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами», обязательными платками и прочим?
Зачем? если личность хочет перемещать платок, то какой воспрещение может этому помешать? Дайте человеку выбор. К большому сожалению, Вы неправильно понимаете содержание ислама. В исламе нет понятия времени. какой бы ни был век, и даже после некоторый тысячелетия, вера останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его суть различие от других вероисповеданий. плат — это формальный атрибут, который, как вы знаете, и в православии тожественный присутствует. если не нравится, не носите, все предельно просто. Но что деять тем, который не хочет разгуливать с открытой головой, как им быть, что дозволительно предложить в возмещение отказ — ничего, нет другого аксессуара, какой бы да же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям, то запретов обретаться не может. Хорошо, теперь запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра, вот в чем альтернатива На запретах вдали не уедешь. В такой ситуации необходима идейная приготовление народа со стороны государства. На выше- взгляд, должны разгораться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием дозволено улучшить и усилить развитие как религиозных организаций, да и гражданских институтов, а да патриотических настроений в целом. теперь в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы, Но нет локомотива, кто должен счастье сей мучительный багаж вперед. при нынешнем политическом раскладе — он вряд ли ли появится.
Соглашусь, что наше империя (в том числе область общественной морали), находится, мягко говоря, не в лучшей форме. все же силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации, порождая огромное наличность лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким Вы видите приговор этой проблемы?
Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, вывод весь отсутствует. если да будит продолжаться, не нужен никакой терроризм, мы сами себя уничтожим. В отдельных странах, и деяния тому свидетель, питаться примеры, Кагда благое насаждалось силовым путем, и это после давало неплохие результаты. Я не любитель таких подходов, Но вещь определенно не мешает делать. Те, который обязан высказывать свои суждения, взгляды на те либо некоторый вещи, преимущественно общественные деятели, уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают пасть при загадочных обстоятельствах. чрезвычайно почасту звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что соглашаться плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию, покамест кулуарно, что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин», отличающиеся далеко высокой токсичностью.
Сейчас, на выше- взгляд, вся подвиг должна иметь место нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. нуждаться мешать использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи, и, если для этого надо принуждать прямое президентское власть — исполнять это, да как местные власть не в состоянии что-либо изменить.
ИА REGNUM: Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять исламистской идеологии может чуть другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный вера не способен представить такую альтернативу (во всяком случае, этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология иметь светской либо религиозная составляющая — ее ласковый атрибут?
Никакая светская идеология ни в жизнь не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи одинаковый нет — ни в природе, ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант, при котором дозволительно выработать известный книга на базе отдельно значимых норм поведения всех религий бес исключения, а и всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить, Но эту идею впервые озвучил глава шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи опять в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. Удивительно, что индивид радикальной формации предложил идею такой уловка компромисса для человечества. Почему я привел то есть сей образец как видите, даже талибы задумывались о том, как построить абсолютный намерение правления. Мы будем вынуждены высматривать принципиально новые формы сотрудничества — и светского, и конфессионального. Что касается традиционного ислама, здесь надо четко говорить правду: он не только не справляется, Но частично и самоуправно вливается в салафизм. Это дозволительно ухаживать на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. да что с уверенностью могу говорить — духовный компонент глотать его искренний атрибут.
Яна Амелина