Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"

Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, систем

Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и исламизма рассказывает коновод группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, знаток Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

ИА REGNUM: Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать мой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. сила передается по наследству. Бизнес в разнообразных отраслях стал семейным. некоторый престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции — молодежь, не видя будущего, покидает республику.

Кроме быстрого развития ваххабизма, снова более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив — говорю вам это как знаток по религиозно-политическому исламу. А все эти сплетня про инвестиции, которые продолжаются из возраст в год, да и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде «немецкой деревни». маловато около кого хватает мужества заявить об этом открыто. человеки погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают бес вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это — нынешний Дагестан…

ИА REGNUM: Имея мочь сравнивать, хочу заметить, что в среднем — и это бросается в глаза — в Дагестане живут гораздо зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. а ни одна душа не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика — в отдалении не суть Насколько важен благочестивый причина в формировании мотивации «лесных» и исламистов вообще?

Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что человеки в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на прогресс положения. отличие в доходах среди богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может казаться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.

Религиозный причина — основа происходящего в среде подростковой молодежи и преимущественно в мотивации «лесных братьев». Но давайте проясним, что мы понимаем под «лесными». Это окончательно не означает, что они бегают по лесам — нет, они, да же, как и мы с вами, живут в селах, городах и больших мегаполисах. «Лесными» могут быть ваши соседи в любом регионе страны либо мира. Это представление планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный вера стал только как только формой социального протеста. некоторый специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. действительно полагают, что, если бы не было ваххабизма, непременно нашли бы иную форму, Но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и ни одна душа не предлагает принципиально другую образец самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.

Обратите внимание, вера больше прогрессирует то есть в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она точный не изучена. Посмотрите сводки по терактам — там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских — бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось вид «русские джамааты». очень незадолго я подготовил публикацию по «русским джамаатам» для одной из бельгийских газет — поверьте мне, около них те же проблемы, что и около нас, это сделка тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут значительно быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.

ИА REGNUM: Обосновано ли мнение, согласие которому исламисты — это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?

Глубочайшее ложь — соединять криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой грабитель не отдаст свою жизнь, отроду не пожертвует ею ни зa какие деньги, да как основная мишень бандитизма — заработок, а здесь значение в господстве арабского языка в планетарном масштабе.

Сейчас, на выше- взгляд, главная теорема федеральных органов — не дать радикализму кончаться зa пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную прием СНГ и Прибалтику.

ИА REGNUM: как сказывается отлучка четко обозначенной позиции органов начальник республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?

Политика заигрывания начальство с религиозными организациями в прошлом вела чуть к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.

В районах, где очень воздействие мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные власть закрывают глаза на те либо некоторый нарушения законодательства со стороны религиозных объединений либо представителей духовенства, что бы не начинать в столкновение с влиятельным духовным лицом и его окружением. часто от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации тово либо иного человека на государственные или же муниципальные должности на местах. при этом некоторый местные руководители умышленно афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты непременно ведут к клерикализации дагестанского общества.

Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на недостаток грубых нападок, проступает уже явственно. бес защиты светских основ существование дагестанского общества, преимущественно в сельской местности, будит все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.

ИА REGNUM: Мы зачастую слышим, что вера является религией мира и добра (с чем невозможно не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование «своей борьбы» религиозные экстремисты обращаются то есть к исламу в его радикальной версии? Не повторение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?

Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и вкушать главный причина привлечения молодежи, Но самое суть — это проповедуемое ими строжайшее единобожие — таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и бес тово недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, Но и считается «харамом», т.е. очень недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. некоторый религиозные авторитеты из числа руководителей совершенно настроенных общин говорят: «Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что бог подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии бес мечей и воинов». Процессы исламизации по всему миру ей-ей активизированы, растет численность новоиспеченных мусульман, преимущественно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России обстановка кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. целый расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. по-этому учреждение джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что тожественный является успешным подходом.

Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме — В любое время будит быть доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, Но он да наводит и на столкновение интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. кроме спецопераций, режимов который и только прочего, война с экстремизмом и преимущественно с терроризмом — это еще раз и огромные деньги, чаще только бесконтрольные, и мы не должны запамятовать об этом. бесконечно странно, Кагда только не мало личность приблизительно целые день держат фронтальную оборону противу регулярных войск МВД . Заметьте, рацея соглашаться о молодых парнях и девушках, которые и в армии снова не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где следствие К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это вконец серьезная изделие для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.

ИА REGNUM: В чем корень привлекательности исламизма, жестко регулирующего все стороны человеческой жизни (в том числе сексуальную — очень странно, что молодежь с этим соглашается)? Вы недавно упоминали об «особой энергетике» салафизма — весь согласна, и с нашей, православной точки зрения эта «энергетика» именуется бесовщиной. как «это» называется «по-вашему»?

Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно — наоборот, молодежь четко осознает мой выбор. Им с давних надоел тот сериальный способ золотого мальчика — преуспевающего кокаинщика, что навязывает федеральное телевидение. Они окончательно не желают бежать по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это готовность определенной части молодежи СКФО, которая больно быстро превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.

Относительно следующий части вопроса — я застрельщик раз слышу, что салафизм дозволено уподоблять с бесовщиной. Энергетика салафизма — в его притягательности, простоте (его называют народным за отсутствия многих нововведений — бида). Салафизм, как ход внутри суннитского ислама, не позволяет мусульманину излишества, призывает ценить другие конфессии и фигурировать примером для других и в жизни, и в ритуальной части. очень другое произведение то, в какой форме это до нас дошло и как проявляется. Ведь в самих исламских странах и преимущественно султанатах никакой религиозной агрессии нет — да почему мы в России не можем зимовать в мире и согласии? Конечно, каждый, который исповедует ту или же иную религию, хочет примечать всех то есть в своей пастве, и это нормально. просто всем должно задуматься, что лакомиться и другие взгляды — теснить атеизм, потреблять другие веры. Нужен баланс, и вот здесь необходимы механизмы компетентного регулирования, то лакомиться государственно-конфессиональные отношения.

Отношение не только к отрицательному, а ко всему, что нас окружает, выражено в послании Творца к каждому верующему: «Нет речи прекраснее того, который призывает к Аллаху, творит благие история и говорит — я из мусульман» (Сура «Разъяснены», аят 33). В этом аяте отражается истинное существование мусульманина, то, каким он обязан быть, сама содержание ислама.

ИА REGNUM: Почему традиционный вера — в дагестанском случае, суфизм — проигрывает битву зa сердца молодежи? Чего ему не хватает, что бы составить реальную конкуренцию радикалам?

Традиционные формы религии проигрывают везде, и не только в исламе, за отсутствия модернизации с точки зрения упрощения обрядности, а да постоянного соглашательства со светскими нормами и многим другим. Но самое важное — это их замкнутость. Нет идейной подпитки, что бы обновиться, все застоялось. Сегодняшняя молодежь не та, что раньше — простыми проповедями привести ее в углубление религии очень затруднительно, а иногда и вместе невозможно. Говоря современным языком молодежного сленга, нужен протест, драйв, креатив, нужен релакс, сей наличность дозволено продолжать сколь угодно, да как потребности молодого человека в этом смысле нескончаемы. А сейчас обратите внимание, что происходит в это время на подобный стороне. Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное спасение от мирских благ. Пусть наши читатели не подумают, что это объявление ваххабизма, истинно я и не могу передать всю остроту их ощущений, потому что не являюсь таковым. Это только результаты многочисленных бесед с молодыми людьми, студентами, старшеклассниками, мониторинга их взглядов и взаимоотношений к религии.

Возьмем православие: почему РПЦ не может противостоять нетрадиционным религиозным организациям? Такого количества сект, как в России, нет нигде. или же же побеждать несогласие внутри православия, Кагда священнослужители отходят от официальной христианской доктрины и создают свою церковь. Таких случаев в российском православии немало — жениться пускай бы бы историю с Диомидом, Виссарионом и т.д. Православная храм проигрывает на этом направлении по всем фронтам, состав новых религиозных движений имеет постоянную динамику роста. А о разгуле протестантских течений я вместе молчу. быть да проблемы развития гомосексуальных взаимоотношений в среде православного монашества. как видно, это только чуть вершина айсберга. Проблем хватает во всех традиционных религиях, и здесь мы должны вместе трудолюбивый и моделировать ситуацию в нужном направлении, целить государству, разрабатывая принципиально новоизобретенный уловка действий по вектору государство-религиозные организации-общество.

ИА REGNUM: Вы недавно начисто справедливо отметили, что позиции радикалов и традиционалистов, которых «роднит старание шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений», систематически сближаются (в Татарстане такого покамест не происходит). Это сильно многозначительный момент, демонстрирующий истинную ядро исламской идеологии, претендующей на победу в мировом масштабе (для начала пусть бы бы на «мусульманских землях»). Не вынудит ли сей случай королевство начать целенаправленную войну с исламом как таковым?

Ошибаетесь, то есть в Татарстане это и происходит, различие покамест только в форме проявления. В данном случае невозможно смотреть картину исламизации Татарстана по плану организации » Хизб ут-Тахрир » — в будущем структура в Татарстане будит очень другим. Скорее всего, это будит свободный шариат, то вкушать бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, больно близкое к исламу Турции. некоторый эксперты склоны даровать разные оценки татарскому исламу, я же основываюсь на всех мнениях, Но базируюсь только на мониторинге молодежной среды, да как зa ними последнее слово. Я недавно говорил, что груда татарской молодежи проходило и проходит воспитание азам ислама в полевых лагерях по всему миру. как Вы думаете, что произойдет, Кагда они вернутся? Ведь верховный постулат, какой они изучили миром с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни — мысль борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, кроме только прочего, несет и меч ислама.

Как ни странно, вера быстрее побеждает на христианских землях. Лидерство изначально заложено в сути первый встречный идеологии, не только ислама. царство никоим образом не может начать войну с исламом, пусть бы бы потому, что вера — делянка этого государства, и порция не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — ее необходимый атрибут. различие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская образец ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же пример присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная форма поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама. Все тяжба в том, что выговор при трактовке канонов, обрядов и догматики делается на другом, преимущественно в варианте борцов зa чистоту ислама и джихадистов.

ИА REGNUM: Насколько востребована теперь мусульманскими радикальными группировками идеология самопожертвования?

С точки зрения наступательного ислама, то глотать сторонников ваххабитского боевого крыла, будущее то есть зa этим способом ведения террористической деятельности. Поразительно, Но факт: происходит удвоение доли присутствия женщин в терроризме. В наиболее масштабных акциях ставку прежде делают на мужчин, да как снедать вероятность того, что женщина может не справиться с заданием амира в силу разнообразных причин, чаще только материнства. зеленый человек, воздерживающийся от запретных прелестей земных благ, мечтающий о вечной жизни в объятиях райской гурии, с легкостью поддается радикальной доктрине принятия смерти. маловато того, технологии вербовки в круг шахидов достигли такого совершенства, что он считает огромный честью пребывать сторонником движения зa чистоту ислама, и что только он, а не кто-нибудь новый из огромного числа готовых расстаться с жизнью зa ислам, избран, что бы останавливаться максимально приближенным к Создателю.

На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ, а и видеоматериалы с порталов YouTube и RuTube, которые в обилии передают все прелести проводимых спецопераций. вкушать там и аудиостенограммы телефонных переговоров повстанцев, разумеется, свидетельствующие не в пользу государства. Эти и другие материалы радикально-информационного характера создают в умах молодого поколения икона героя-сопротивленца. дозволено понимать видеозаписи о том, как погибающий моджахед, отстреливаясь, оставляет приказ своей жене, сестре, брату и другим, требуя непременно воспитать детей в шариате, обнаруживаться замуж сестру либо дитя только зa истинного мусульманина. Они неизменно обновляются, пополняются новыми эпизодами. Вопрос, как эти записи туда попадают, остается открытым.

Естественно, с точки зрения молодого, начинающего понимать вера человека это выглядит правильно, преимущественно на фоне небывалой коррупции, жизненной роскоши политиков и чиновников, обеспеченности их семей и тухумов. битва в том, что в ближайшие десятилетия другой перспективы в Дагестане и в других регионах СКФО не видно. Вся это демагогия о борьбе с коррупцией не дает ничего, опричь увеличения ее масштаба, являясь своего рода рекламой или же прайс-листом для очередного увеличения ценовых ставок. мечта какая-то получается: в Дагестане борются с коррупцией, возглавляют различные комиссии, выступают инициаторами схем финансовой прозрачности, очищения рядов то есть те, который ее создают и сами являются первым очагом этой самой коррупции. Молодежь видит, что происходит, понимает, анализирует, и, к большому сожалению, делает подбор осознанно, зная, какие последствия ожидают его и его семью. Тем не менее, они это делают.

Если размещение дел ныне складывается так, значит, империя на Северном Кавказе страшно не дорабатывает, а по некоторым направлениям очень не работает. если мы будем разглядывать значимые сектора, преимущественно сектор молодежной пропаганды, дозволительно смотреть и вредительство, подталкивающее молодежь к антигосударственным настроениям. В Дагестане остро ощущается нехватка специалистов по реализации идеологической составляющей государственной политики, а соответствующие места заняты некомпетентными работниками. кроме этого, некоторый из специалистов уехали в силу того, что не были востребованы, а оставшиеся не могут трудоустроиться или, опять хуже, попадают в информационные путы и разработки экстремистских онлайн-агентств. Про таких людей дозволено сказать, что даже ваххабитами они востребованы больше, нежели государством. некоторый из них уже убиты. Государственные идеологические структуры теперь просто битком, вдоль и поперек забиты родственниками действующих чиновников (племянники, шурины, зятья, сыновья, дочери, близкие, друзья и т.д.). Словом, питаться все, опричь тех, который нужен. Складывается мнение, что такой подход в подборе кадров не случаен. Клановость как политический конструкция стал господствовать во всем. об этом дозволительно выражать и рисовать бесконечно, настолько актуальна данная тема, Но давайте остановимся, а то мы перейдем дозволенные в Дагестане границы общения.

ИА REGNUM: как вы считаете, дозволено ли «реализовать себя в качестве мусульманина» в условиях светского российского государства, либо для этого надо «выходить на джихад», делать хиджру в Саудовскую Аравию, делать некоторый действия, к которым призывают исламисты?

Можно. Возьмем, к примеру, малазийскую, индонезийскую либо турецкую образец политического устройства страны, где соединение демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и глотать конструктивный изображение мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием «евроислам». А воспитывать на джихад как на войну со своим нафсом (эго) надо В любое время — это требование, закрепленное в священном писании. Джихад, как его некоторый понимают — это не борьба с себе подобными, а стиль жизни, при котором мусульманин должен побороть все свои дурные привычки, слабости, пороки. И исполнять путешествие в государство Саудитов тожественный необходимо, и это не требование исламистов, а 1 из самых важнейших столпов ислама, какой существовал всегда.

ИА REGNUM: Каково Ваше положение к закону «О запрете ваххабизма и другой экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»? На выше- взгляд, передовой его отсутствие в том, что он не работает. напротив возражениям исламистов, юридические признаки обстановка к ваххабизму и иным экстремистским течениям совершенно дозволительно корректно сформулировать. задача в отсутствии неотвратимости наказания. как ее определять снедать ли иные, зa исключением силовых, методы возвращения ваххабитов в правовое поле?

Этот принцип изначально не мог работать. как весь дозволено состязаться законом противу идеологии? если побеждать известный промежуток истории, то видно, что даже «святая» инквизиция нуль не смогла исполнять визави веры — настолько сильна нужда в ней человека. В данном случае некоторый светские и религиозные демагоги говорят, мол, потребно исполнять то, стоит исполнять это, а который будит практиковать который будит заключать как общий различать, который ваххабит, а который нет, ведь по одной внешней атрибутике исполнять это возможности нет Ну, побреют они бороды — в меру говоря, некоторый современные салафиты выглядят колоссально респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, Но и в городах, краях, областях Центральной России.

Юридических признаков обстановка к ваххабизму не существует. Отслеживать каждого по выполнению ритуальной части одинаковый невозможно, потому что около ваххабитов нет никакой разницы в проявлениях по отношению к верующим из других мусульманских течений, зa исключением шиитов, и то незначительно. Главное, надо понимать, что ваххабизм — это до только мышление, идея, с которой ее любитель соглашаться по жизни, а конкурировать с идеей можно, только дав другую, равноценную по значимости и по своей мощи. И ни за что на свете иначе. княжество уже перепробовало все — а толку все меньше, а их все больше.

Относительно наказания — как налагать наказание человека, неослабно готовящегося к смерти, самопожертвованию? В этом смысле он не ведает страха, и даже считает честью, избранностью такую погибель. начинать неужто что выводить посмертно. Давайте посмотрим, что происходит: семья убитого сотрудника правоохранительных органов получает поддержка государства, определенные льготы для детей, награды, материальные средства. А что получает семья убитого ваххабита, за исключением преследований, изгнаний, постоянных обысков, арестов, общественного осуждения? И все и их становится больше с каждым днем. баба убитого ваххабита видит своей главной целью выстоять, воспитывать детей-будущих моджахедов, и за этого она тожественный готова отдать свою жизнь, не задумываясь. как видите, царство в конечном итоге будит вынуждено встречать механизмы возврата их в правовое поле. Это неизбежно, задача только во времени. Все проблемы Дагестана — в полном отсутствии государственно-конфессиональных отношений, а бес целевой политики в сфере религии успеха достичь просто невозможно.

ИА REGNUM: забота по адаптации бывших боевиков к мирной жизни первым делом отпустила под залог отца ростовского имама Наиля Бикмаева, решившего примкнуть к незаконным вооруженным формированиям, Но схваченного правоохранительными органами до совершения им тяжких преступлений. Получается, что взрослый «мальчик» (к тому же вторично и духовное лицо…) может «поиграть» в ваххабита, побегав по городу с пистолетом, и ему зa это нуль не будет. Вице-премьер РД Ризван Курбанов вторично и пригласил его поработать своим помощником по реабилитации бывших экстремистов. Нормально ли это? На выше- взгляд, подобное приказ к бикмаевым только породит около них ощущение вседозволенности, причем весь оправданное. Какие надежды возлагаете Вы на эту комиссию?

На нынешний число особых успехов в деятельности этой комиссии не видно. Нет доверия со стороны тех, который обязан сдаться, джамаатов. Были и примеры, Кагда мертвое тело заявителя — того, который обратился в комиссию — находили после день со следами насильственной смерти. ежели и чиновники утверждают о росте числа обращений, этому маловато который верит. уму помрачение шума наделала объявление по этому поводу члена комиссии, адвоката Расула Кадиева «Не пришло паки ее время» в федеральной газете «Настоящее время» №49 от 17 декабря 2010 года, где он ставит под колебание действующие механизмы и способы контактов с комиссией по адаптации боевиков. обстановка усугубляется и тем, что в самой джамаатовской среде соблазнять практически нельзя — ни с идеологической, ни с физической стороны. то есть по-этому да высок показатель смертности радикальной молодежи при сопротивлении органам правопорядка. На сайтах группы «Джамаат шариат» дозволительно прочитать приказ радикалов к молодежи, в котором да стоймя и пишется: «Если ты молод и живешь в Дагестане, знай, ты непременно умрешь, да выбери достойную смерть, как приличествовать настоящему мужчине и истинному мусульманину». разумеется же, очень согласный таким призывам, и если ты молод, то непременно обязан зимовать честно, имея ясный выраженную гражданскую позицию.

Что касается Наиля Бикмаева, то здесь усмотрение около всех однозначное: избранности в экстремизме замечаться не должно. Человек, что пришел с оружием, должен ответить по закону. А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже часто поднимали проблему распространения радикализма между детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. чувство такое, что это никому не нужно. маловато того, некоторый уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. Нет единства и в духовной среде Республики Дагестан. около нас в республике даже отдельного органа по делам религий нет. Представляете, регион, где 96,5% населения составляют приверженцы ислама, не имеет собственного ведомства? поглощать господство при министерстве по национальной политике, Но нет четкого разделения для решений религиозных вопросов, все решается вместе с другими проблемами. Абсурд, Но это так.

В последнее время религиозные процессы уже и объяснять боятся — даже те, который по долгу здание должен это делать. Здесь, в регионах, бывает непонятно, Кагда правитель РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе зa сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок или же донесений? Это же дозволено говорить и по позиции постпреда президента в СКФО Александра Хлопонина . Возможно, этих политиков умышленно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что человеки простой не владеют ситуацией, преимущественно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, а о присутствии государства в сфере религиозной политики вместе утверждать не приходится. И это в то время, Кагда Северный Кавказ, и Дагестан особенно, назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает, что экспансия в отношении нас будит только увеличиваться, следовательно, нужны кардинальные меры в политике, экономике, религии. бес этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.

ИА REGNUM: Вы считаете, что с исламистами нуждаться работать, водить с ними диалог. Но в чем цель этого диалога, если даже умеренные исламисты отрицают ценности светского государства и имеют намерения заменить его исламским? Очевидно, что совместить теократический и вежливый образец невозможно, и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. да о чем пойдет разговор?

Иного не дано: конечно, заниматься нужно, и разговор необходим как воздух. что снова нуждаться убить молодых ребят и с той, и с этой стороны? Такие подходы порождают гнев граждан, а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей начальник и при малейшей возможности непременно возьмутся зa оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового так себ е нет. задача в другом, а то есть в сочетании светского и шариатского. нуждаться разработать их симбиоз. некоторый светские законы кроме в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. сообразно вашей логике, борение с экстремизмом и терроризмом должна соответствовать вечно, Но тем временем никого не останется. И ополчаться будит некому и не с кем.

Существующие теперь полувоенные процессы порождают вторично большие и изощренные формы коррупции, способные поглотить половину бюджета республики, страны. как прикажете квартировать в такой ситуации? Естественно, будит миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые одинаковый будут принуждать очаги межнациональной и преимущественно межконфессиональной напряженности. невзгода к тому же и в том, что нет специалистов, а те, которые были, — уволены, сокращены, переведены в другие организации и на очень некоторый участки работы. В Дагестане некому жить переговоры, и молодежь ныне маловато кому подчиняется, а люди, которые ныне занимаются идеологий со стороны государства, не авторитетны и абсолютно некомпетентны, к большому сожалению. На Кавказе вкушать хорошая пословица — всякий столкновение заканчивается зa столом переговоров, зa чашечкой чая. Будем ждать.

Итак, о чем пойдет беседа Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — нужно дать всем мочь равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить произведение религиозных организаций сообразно действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация бес соблюдения определенных, не предписанных законом действий, непременно согласование с одной дюже влиятельной общественной, религиозной организацией). Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии, а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу обстановка к некоторый вере. Вот примерный список тем для обсуждения. Их дозволено профессионально и юридически корректно доработать. Конечно, это не даст мгновенных результатов, поскольку время упущено, Но зато положит происхождение переговорам, создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.

ИА REGNUM: Вообще-то, говоря, что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции, я не мало погрешила напротив истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане, представители светской точки зрения незаметно сдаются под натиском агрессивного исламизма. Общественная дискуссия — причем то есть в светских, а не в исламских СМИ — ведется, к примеру, не о том, нужен ли республике шариат, а о сроках введения в правовую практику тех либо иных его норм. Не вызывает сомнений, что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации, являющейся, напомню, светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту риск и как оно намерено с ней драться Кстати, как Вы оцениваете возможную занятие и связка шариата в условиях современного Дагестана (понятно, что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места около него нет и существовать не может)?

Если питаться нужда населения в шариате, то запрещать должен идейным установкам Господа ни один человек не может и не в силах. Значит, разумный подход с моей точки зрения может надевать только 1 — соединение мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен, что около нас вера отделена от государства, Но нуждаться хоть бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. брать Казахстан — это необыкновенно динамично развивающаяся страна, потому что глава Назарбаев нашел постоянный оборот светского управления с элементами мусульманского законодательства, и в идеологическом плане около них складывается высокий порядок. А что получается около нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем, отступаем обратно действие зa шагом.

Очевидно, что действующая российская форма далека от совершенства, значит, нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем, республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру обитать на основе модернизованной конституции, подогнав сей главенствующий акт под туземный качество употреблять в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и да живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы. надо только профессионально разработать сей подход. Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. надо да понимать, что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики, и она систематически выходит зa рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.

ИА REGNUM: В исламе, в разница от христианства, нет разделения на «Богу — Богово, кесарю — кесарево», то вкушать собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке ютиться реалиями века XIII-го, видя единственное освобождение (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не пора ли осадить, причем в масштабах всей страны, клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами», обязательными платками и прочим?

Зачем? если индивид хочет надевать платок, то какой запрещение может этому помешать? Дайте человеку выбор. К большому сожалению, Вы неправильно понимаете сила ислама. В исламе нет понятия времени. какой бы ни был век, и даже после некоторый тысячелетия, вера останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его суть различие от других вероисповеданий. покрывало — это чужой атрибут, который, как вы знаете, и в православии одинаковый присутствует. если не нравится, не носите, все предельно просто. Но что варганить тем, который не хочет шествовать с открытой головой, как им быть, что дозволено предложить в отместку отрицание — ничего, нет другого аксессуара, что бы да же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям, то запретов толкать(ся) не может. Хорошо, ныне запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра, вот в чем задание На запретах поодаль не уедешь. В такой ситуации необходима идейная приготовление народа со стороны государства. На выше- взгляд, должны разгораться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием дозволено улучшить и усилить развитие как религиозных организаций, да и гражданских институтов, а да патриотических настроений в целом. ныне в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы, Но нет локомотива, какой должен счастье сей толстый багаж вперед. при нынешнем политическом раскладе — он едва ли ли появится.

Соглашусь, что наше царство (в том числе область общественной морали), находится, мягко говоря, не в лучшей форме. тем не менее силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации, порождая огромное контингент лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким Вы видите приговор этой проблемы?

Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, наука весь отсутствует. если да будит продолжаться, не нужен никакой терроризм, мы сами себя уничтожим. В отдельных странах, и бесчинство тому свидетель, питаться примеры, Кагда благое насаждалось силовым путем, и это после давало неплохие результаты. Я не любитель таких подходов, Но вещь определенно потребно делать. Те, который обязан высказывать свои суждения, взгляды на те либо некоторый вещи, преимущественно общественные деятели, уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают предать дух при загадочных обстоятельствах. через силу зачастую звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что соглашаться плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию, покамест кулуарно, что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин», отличающиеся неимоверно высокой токсичностью.

Сейчас, на выше- взгляд, вся упражнение должна иметь место нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. надо мешать использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи, и, если для этого обязательно нужно водить прямое президентское власть — исполнять это, да как местные начальник не в состоянии что-либо изменить.

ИА REGNUM: Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять исламистской идеологии может лишь только другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный вера не способен представить такую альтернативу (во всяком случае, этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология попадаться светской либо религиозная составляющая — ее необходимый атрибут?

Никакая светская идеология николи не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи тожественный нет — ни в природе, ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант, при котором дозволительно выработать известный книга на базе отдельно значимых норм поведения всех религий бес исключения, а да всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить, Но эту идею впервые озвучил начальник шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи паки в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. Удивительно, что персона радикальной формации предложил идею такой конструкция компромисса для человечества. Почему я привел то есть сей образец как видите, даже талибы задумывались о том, как построить безусловный план правления. Мы будем вынуждены взыскивать принципиально новые формы сотрудничества — и светского, и конфессионального. Что касается традиционного ислама, здесь обязательно нужно четко говорить правду: он не только не справляется, Но частично и самостоятельно вливается в салафизм. Это дозволительно замечать на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. да что с уверенностью могу говорить — духовный компонент теснить его настоящий атрибут.

Яна Амелина