Польский эксперт о Кавказе: "Торговля — да, сотрудничество — да, интеграция — нет"
Идея президента Грузии Михаила Саакашвили объединить Кавказ и пригласить к сотрудничеству Турцию — это просто риторика, считает польский эксперт, аналитик Института международных дел в Вар
«Идея президента Грузии Михаила Саакашвили «объединить Кавказ» и пригласить к сотрудничеству Турцию — это просто риторика, считает польский эксперт, аналитик Института международных дел в Варшаве Томаш Сикорски. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM польский критик заявил, что Саакашвили, тем не менее, близка концепция «объединенного Кавказа».
«Он понимает, что стабилизация, а лучше дозволение нагорно-карабахского конфликта принесло бы выгоду всем странам региона, поскольку увеличило бы его инвестиционную безопасность. С Турцией же Грузию связывают теплые отношения. Грузия является важной транзитной страной среди Турцией и Азербайджаном. По территории Грузии проходят трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум, строится железная способ Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, которая не только облегчит транспортное весть среди Каспийским бассейном и восточными территориями Турции, Но и создаст дополнительную сцепление среди востоком и западом Грузии и улучшит интеграцию страны», — заявил он.
Тем не менее, по мнению Сикорского, концепция президента Саакашвили, предполагающая интеграцию всех стран Кавказа посреди собой и с Турцией, остается нереальной. «С уверенностью дозволительно сказать, что будут разгораться экономические отношения среди Азербайджаном, Грузией и Турцией. Неплохим представляется и помощь Грузии с Арменией и транзит среди Грузией и Ираном после территорию Армении. Но я не вижу возможности нормализации взаимоотношений посреди Арменией и Азербайджаном, как и среди Арменией и Турцией. Карабахский задача исключает мочь какого-либо сотрудничества», — заявил он.
Польский знаток отмечает, что изоляция Армении со стороны Азербайджана и Турции в определенной степени на руку Грузии. «Именно благодаря тому, что отрезаны транспортные соединения сквозь Армению, транзит Баку-Турция пролегает чрез Грузию. по-этому с нуля строится железная путь сквозь Ахалкалаки, в то время как рельсы проложенные по территории Армении зарастают травой. Где-то благодаря карабахской войне трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум проложены по такой, а не другой трассе. Естественно, гипотетически, если бы завтра Армения и Азербайджан заключили бы соглашение, Грузия не потеряла бы свое авторитет в качестве транзитной страны. Полного значения не потеряет, Но в некоторый степени — да. А поскольку такой возможности нет, Грузия продолжает сохраниться окном на Запад для Каспийского региона», — отметил он.
С второй стороны, по мнению Сикорского, покамест преждевременно утверждать об экономической интеграции Азербайджана и Грузии несмотря на то, что это помощь полезный обеим сторонам. «Экономическая система Азербайджана очень закрыта. Большую занятие в ней играют власти. Не в их интересах введение прозрачных норм торговли и международных инвестиций, которые были бы необходимы в случае сотворения будь то зоны свободной торговли или же таможенного союза посреди Азербайджаном и Грузией. итак о чем весь изложение Ведь Азербайджан не является даже членом ВТО, сознательно отказывается от выгод, которые дозволено получить в случае введения справедливых и ясных критериев торговли. С учетом этого, я не вижу возможности сотворения каких-либо совместных экономических структур среди Баку и Тбилиси. занятие — да, помощь — да, интеграция — нет», — заявил он.
Томаш Сикорски уверен, что не получится какого-либо реального сотрудничества и с Северным Кавказом. «Это — кусок России. Какие-либо соглашения в сфере экономики должны выучить согласие в Москве. Но в ситуации нынешних взаимоотношений посреди Россией и Грузией трудно непременно оптимистом. Хорошо, что КПП «Верхний Ларс» -«Казбеги» весь действует», — заявил он.
Не верит Сикорски и в изобретение армяно-турецкой границы. «Есть разумеется экономические предпосылки, что бы отрыть границу, Но в этом случае не экономика решает. Более того, здесь не решает даже Турция. Ключом к этому является Нагорный Карабах», — заявил он.