Как самарские речники в Чернобыль ходили
Несколько лет назад на здании Самарского речного порта
появилась мемориальная доска, посвященная речникам, которые
участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако большинство самарцев до сих пор не знают о том, что множество их земляков — представителей самой мирной, казалось бы, профессии — потеряли здоровье и жизни при ликвидации последствий той самой страшной аварии.
Спустя несколько недель после аварии на Чернобыльской АЭС четыре двухпалубных дизельэлектрохода — «Карелия», «Россия», «Эстония» и «Киргизия» — отшвартовались от пирса Куйбышевского речного вокзала. Для собранных со всего Советского Союза на ликвидацию чернобыльской аварии рабочих нужно было жилье. Строить даже временные поселки рядом с «зоной» было небезопасно. Именно поэтому в качестве «жилья» для рабочих были выбраны корабли.
К месту назначения пришлось идти через Днепр. Дно реки углубили земснарядами, только после этого корабли добрались нужного пункта, где им суждено было простоять полгода.
Место это находилось в 40 км от Чернобыля, рядом с деревней Страхолесье, и было под стать своему названию — вокруг одни леса и болота. Строители, можно сказать, стали первооткрывателями этих мест. От самой «зоны» корабли и небольшой городок были отделены контрольно-пропускным пунктом, где рабочих проверяли на радиоактивное загрязнение. Носильные вещи, впитавшие в себя радиацию, собирали в контейнеры и закапывали в «зоне». Прежде чем войти на корабли, все обязаны были пройти вторую проверку, так как первую некоторые умудрялись проскочить. Однажды из-за частых, по мнению рабочих, проверок чуть не начался бунт. Люди возвращались с работы вымотанные и никак не хотели тратить свое свободное время на всякие проверки. Однако радиации на корабль все равно заносилось довольно много.
Рассказывает Зоя Федоровна Чернышова, рабочая з-да Куйбышева, участник событий:
— В Зеленый Мыс я попала в составе самой первой группы, направленной с нашего завода. Летом 1986 года мы выполняли срочный заказ — отправили 58 сборных двухэтажных домов на Чернобыльскую АЭС. Все они предназначались для персонала атомной станции. Когда мы приехали в Страхолесье, там бульдозерами снимали 20 сантиметров зараженного грунта. Расселили нас на судах, стоявших на пристани печально знаменитой реки Припять. Позже эти суда, послужившие нам вместо гостиниц, отправили в могильники, так как они сильно «фонили». Часть заводского груза поставлялась в чернобыльский порт. Потом на машинах мы перевозили наши дома на стройплощадку в Страхолесье, позже названное Зеленым Мысом. Лично я вместе со своим начальником цеха неоднократно выезжала на попутках-водовозках за недостающими стройматериалами в порт Чернобыль. Вместо положенной недели, в командировке нас продержали 18 дней, пока не собрали первый дом полностью. Ежедневно шли дожди. Инструкторы предупредили: «Ходить лишь по асфальтовой дорожке, и упаси вас Бог сворачивать на обочину». На стройплощадку с судов нас доставляли на автобусах вместе с крышевиками (теми, кто работал на крыше 4-го реактора. — Прим. автора). Крышевики были полностью обмундированы во все белое, в нагрудном кармане у каждого — накопитель (счетчик Гейгера. — Прим. автора). Нас высаживали на стройплощадке, а попутчики ехали дальше, непосредственно к реактору. Возвращаясь назад, они, не меняя своей одежды, забирали нас. На судах нас проверяли дозиметрами, если звенело — направляли в машину, где мы меняли спецодежду, принимали душ. У входа на причале ждала еще одна процедура: ногами в большом ящике мы топтались по опилкам с дезактивирующим раствором. Постельное белье нам меняли ежедневно. По всем мерам предосторожности мы постепенно стали понимать, куда мы попали.
Простояв полгода в Страхолесье, корабли отправились на строительство городка Славутич, и большинство из них нашли там свое последнее пристанище. Наши теплоходы эта участь миновала. Они вернулись своим ходом в Куйбышев. На каждой стоянке по пути в родной порт все корабли проходили тщательную проверку, велась многоступенчатая очистка от радиации. Когда суда прибыли на место назначения, по словам очевидцев, радиационный фон на берегу Волги был значительно выше, чем на их палубах.
Из дизель-электроходов, ушедших на ликвидацию аварии из Куйбышевского речного порта, в работе остался теплоход «Киргизия» (переименован в «Петра Алабина»). «Карелия» находится на реконструкции. «Эстония», также работавшая на туристических рейсах в Самаре, в 2003 году переименована в «Киевскую Русь» и с этого времени находится в одном из подмосковных затонов. Дизель-электроход «Узбекистан» переименован в «Коломенский штандарт» и работает как плавкафе в парке Коломенское в Москве.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
1986
— Взрыв энергоблока на Чернобыльской АЭС.
— Специалисты «Укргипроречтранса» в субподряде с институтом «КиевНИИградостроительства» разработали проект плавучего вахтового поселка в Зеленом мысе, а затем совместно с институтом «Атомэнергостройпроект» вахтового плавучего поселка «Якорь» у села Неданчичи для строителей города Славутича.
— Создается поселок для ликвидаторв аварии, состоящий из плавгостниц-дизельэлектроходов рядом с поселком Страхолесье, который спешно переименовывают в Зеленый Мыс.
— Речники приступили к созданию еще одного плавучего поселка «Якорь» на Днепре в районе села Неданчичи.
1987
— Возвращение куйбышевских дизельэлектроходов в порт приписки.
blogger-mamaev.ru