В Госдуму внесен законопроект о первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации

[hide]В Госдуму внесен законопроект о первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации[/hide]
Законопроект подготовлен в целях преодоления кризисных явлений
в российской экономике, восстановления ее устойчивости и роста,
стимулирования роста национального богатства и благосостояния населения РФ,
обеспечения стратегической обоснованности, рациональности
и прозрачности национальной экономической политики.

Для достижения указанных целей, предлагается реализовать ряд первоочередных мер по стабилизации социально-экономической ситуации в РФ. В числе последних:
• введение государственного планирования социально-экономического развития РФ на основе системы мониторинга национального благосостояния России и приоритетов ее социально-экономического развития, определяемых один раз в шесть лет (начиная с 2016 года);
• создание единой системы управления развитием национальной экономики, включающей органы государственного планирования социально-экономического развития РФ;
• меры господдержки точек роста национальной экономики путем предоставления бюджетных инвестиций и иных форм господдержки, реализации проектов государственно-частного партнерства;
• активизация государственной промышленной политики РФ в целях обеспечения устойчивого роста промышленности и проведения импортозамещения;
• временное изменение правового статуса Банка России в рамках его участия в деятельности по реализации приоритетов социально-экономического развития РФ, мер господдержки национальной экономики;
• введение системы мер дополнительной социальной поддержки населения в целях смягчения для него последствий кризисных явлений в национальной экономике;
• меры по защите финансового рынка России, ограничению вывоза капитала из страны;
• госрегулирование цен (тарифов) на отдельные виды товаров (работ, услуг), активизация государственной антимонопольной политики;
• иные меры, определяемые федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

При этом планируется законодательно определить понятия «национальное благосостояние» (состояние обеспеченности населения РФ материальными и иными благами, необходимыми для жизнедеятельности и развития личности, семьи, общества и государства), «национальное богатство» (совокупность накопленных материальных ресурсов всех форм собственности, создающих необходимые условия для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг и обеспечения жизни населения), «точки роста национальной экономики» (предприятия, комплексы предприятий, а также территории, которые по совокупности факторов наилучшим образом подходят для реализации проектов ускоренного социально-экономического развития) и некоторые другие.

Ответственность за реализацию первоочередных мер по стабилизации социально-экономической ситуации в России планируется возложить на Правительство РФ. При этом оно сможет передать полномочия по введению отдельных мер федеральным органам исполнительной власти, органам госвласти субъектов РФ, органам местного самоуправления. Также кабмин могут обязать ежеквартально отчитываться о реализации первоочередных мер.

Кроме того, предполагается ввести систему государственного планирования социально-экономического развития РФ, основанного на регулярном мониторинге национального благосостояния. Предполагается, что такая система должна решить как тактические (антикризисные), так и стратегические задачи – обеспечение восстановления и устойчивого роста экономики.

«Основная задача государственного планирования – определить приоритеты и цели развития страны, эффективно вложить в них средства государственной поддержки, активизировать с помощью этого частную инициативу, перейти в перспективе (шесть лет) к стабильному росту обрабатывающей промышленности, осуществить импортозамещение», – подчеркивают авторы инициативы.

Также законопроект предусматривает несколько приоритетных направлений развития страны на 2016-2021 годы:
• «Национальная промышленность и импортозамещение» (господдержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения);
• «Инфраструктура» (господдержка развития транспортной и коммунальной инфраструктуры);
• «Наука и технологии» (господдержка национальной науки, создания и внедрения новых технологий);
• «Кадры для экономики» (формирование системы профессионального образования, ориентированной на развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного производства, науки и технологий, национального здравоохранения);
• «Здоровье нации» (обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения).

Также в числе приоритетов – государственная социальная политика, включая принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в целом по России и в разрезе субъектов РФ.

«Переход к государственному планированию должен быть полностью осуществлен в 2015-2016 годах. Федеральный закон о приоритетах социально-экономического развития (как основа государственного плана) на 2016-2021 годы будет принят до 1 июля 2016 года, государственный план развития на эти же годы – утвержден не позднее четвертого квартала 2016 года. При этом меры государственной поддержки экономики, как приоритетные и антикризисные, начнут осуществляться с 2016 года и должны быть отражены в федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

ГАРАНТ.РУ