Государство делится бедой с бедными

[hide]Государство делится бедой с бедными[/hide]
Индексация зарплат бюджетников по «майским указам», между тем,
передвинута с 2018 на 2020 год еще до августовского нефтяного обвала
.

Правительство продолжает собирать «экстренный» бюджет на 2016 год, исходящий из цены нефти $50 за баррель, и в нем невозможно обойти социальные выплаты. По данным «Ъ», «социальный» вопрос будет обсуждаться сегодня в Горках у премьер-министра на совещании вместе с прогнозом социально-экономического развития Минэкономики.

Вчера Министерство труда прокомментировало опубликованный накануне на портале regulation.gov.ru законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций». Проект де-факто состоит из двух частей. В первой предлагается распространить заморозку зарплат госслужащих, военнослужащих, судей и прочих получателей госзарплат на 2016 год (закон от 6 апреля 2015 года N68-ФЗ предполагал приостановку компенсации только на 2015 год). Вторая часть законопроекта предполагает с 2017 года единые правила индексации для всех социальных выплат, кроме пенсий.

Как следует из текста, индексацию социальных выплат с 2017 года следует производить один раз в год — 1 февраля — по уровню фактической инфляции предыдущего года. Как поясняют в Минтруде, законопроект является инициативой ведомства, он «позволит создать механизм, обеспечивающий эффективную реализацию конституционного права граждан на меры социальной поддержки» и минимизирует влияние инфляции на соцвыплаты.
Де-факто у текста есть третья, невидимая часть — судьбу пособий в 2016 году он не описывает, позволяя догадаться, что индексация выплат в следующем году будет производиться в том же порядке, что и в текущем.

Механизм компенсаций «по фактической инфляции предыдущего года» в 2015 году применяется только при выплате страховой части пенсии. По всем остальным пособиям снижение уровня доходов получателя инфляционным налогом компенсируется индексацией — но на показатель предполагаемой инфляции из макроэкономического прогноза Минэкономики. В 2015 году индексация выплат, пособий и компенсаций была произведена в размере 5,5% — напомним, прогноз Минэкономики по инфляции, как правило, в той или иной степени игнорирует реальность, а на 2015 год в нем также не были предусмотрены два девальвационных шока с разгоном цен. По данным «Ъ», сейчас ведомства Белого дома верстают бюджеты соцвыплат, исходя из проекта прогноза Минэкономики от 3 сентября — в нем инфляция на конец 2016 года оценивается в 7%, среднегодовая — в 7,7%.

Последняя цифра похожа на ту, что сегодня с большой вероятностью будет утверждена в Горках в качестве цифры индексации пенсий на 2016 год. При этом Минэкономики не против единой схемы индексации соцпособий, но в пояснительной записке к проекту бюджетного прогноза (причем как уже общеизвестное решение) ведомство Алексея Улюкаева излагает иной принцип: с 2016 года пенсии индексируются один раз в году 1 февраля на плановую инфляцию, внеплановая не компенсируется. Минфин, отметим, вчера выступил против схемы Минтруда. Мораторий на повышение зарплат в госсекторе, реализуемый первым пунктом проекта Минтруда, в Минэкономики считают разумеющимся, добавляя: в 2016 году — заморозка индексаций, в 2017 году — индексация на 4,5% (при плане инфляции в 6,5%), в 2017 — на 4% (план — 5,5%). При этом, ссылаясь на протокол совещаний у вице-премьера Ольги Голодец от 3 августа (ОГ-П12189пр), констатируется: «учитывая бюджетные ограничения», уже решено «сместить достижение целевых индикаторов» по «майским указам» Владимира Путина с 2018 на 2020 год: о «смещении» как об окончательном решении ранее не сообщалось.

Окончательного решения по индексациям, в том числе пенсионным, нет: как отмечает источник «Ъ» в аппарате правительства, «этот вопрос будет одним из ключевых на совещании: возможно, социальной блок представит в пользу своей позиции новые аргументы, обосновывавшие важность полной индексации с экономических позиций», говорит он. Де-факто у вице-премьера Ольги Голодец и ее команды не остается иного варианта, кроме указания Минфину и Минэкономики на подрыв внутреннего спроса в экономикеиз-за сокращения соцвыплат.

Впрочем, убеждать придется не столько Антона Силуанова и Алексея Улюкаева, сколько Владимира Путина и Дмитрия Медведева: полноценная компенсация инфляции (вызванной преимущественно девальвацией) бюджетозависимым лицам может быть осуществлена только при сокращении гособоронзаказа и расходов на армию, МВД и спецслужбы. В какой-то степени выбор производится между двумя моделями социального государства: в одной модели оно поддерживает пенсионеров и бедных, во второй — госслужащих, раньше денег хватало на оба.

Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова, Олег Сапожков
news.mail.ru