Гайк Котанджян: Историографическая фальсификация становится острым "нелетальным оружием" нового поколения
Доктор политических наук, главнокомандующий ИНСИ Министерства обороны РА Гайк Котанджян. Иллюстрация: hayinfo.ruВ Институте национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики
В Институте национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики Армения разрабатываются механизмы противодействия фальсификации истории и историко-культурного наследия коренных народов Закавказья в контексте стабильности и безопасности региона. ИА REGNUM представляет читателю статью доктора политических наук, Начальника ИНСИ Министерства обороны РА Гайка Котанджяна , на днях выступившего по данной теме на Научной конференции ОДКБ в Совете Федерации РФ.
Наука предполагает поиск и знание истины на основе информации о достоверных фактах. В этом эссенция огромного авторитета исторической науки как одной из наиболее важных областей мировой системы знаний, прослеживающих, а в ряде случаев и прогнозирующих движение развития человечества, его отдельных национальных подразделений в лице народов, их государств и международных организаций.
Как известно, фальсификация истории — это либо непреднамеренное, либо целенаправленное умышленно ложное описание, или предвзятая трактовка тех или же иных событий. Особую кризис для мировой системы знаний представляет фальсификация исторической науки на уровне историографии с вторжениями в источники исторических фактов и искажениями применения научных методов по их интерпретации. Подобные искажения историографического калибра представляют угрозу развитию исторической науки как мировой системы знаний человечества в целом.
Интеллектуальное развращение подлинного исторического источника заключается в том, что он исправляется таким образом, что бы дополнить реально отраженные в нем факты прошедшего не существовавшими деталями либо же изменить его настоящий смысл. Неполная аутентичность (тождественность) источника представляет собой сокращение текста письменного источника, замену купюр модифицированными фрагментами, которые меняют ум его содержания, делают его фальсифицированным и приводят к катастрофическим последствиям — в масштабе мировой системы исторических знаний. И обман источника, и интеллектуальное развращение подлинного источника рассматриваются как подлог, то кушать материализованное развращение истины с целью ввести мировое научное общество в заблуждение.
В современных условиях глобализации обмена научной информацией историографическая фальсификация становится острым «нелетальным оружием» нового поколения, которое может использоваться как в политических, да и в экономических, военных или же иных целях. Имеются авторитетные нейтральные академические свидетельства о том, что такие фальсификации на уровне историографических искажений в Азербайджане имеют пространство и поддерживаются на уровне главы государства (1).
Реагируя на принимающие циничные формы притязания Азербайджана на территорию Армении и историко-культурное имущество армянского народа в результате направляемой главой соседнего государства фальсификации истории армянской государственности на Южном Кавказе, правитель РА Серж Саргсян в своей речи на саммите ОБСЕ в Астане (декабрь 2010 г.) счел необходимым обратить почтение мирового сообщества на то, что:
— «Дело дошло до того, что официальные лица Азербайджана не упускают случая, что бы сказать, что город Армении Ереван находится на да называемых «исторических азербайджанских землях». А незадолго в ЮНЕСКО оспаривали авторское прерогатива на хачкар — лучший армянского христианского искусства и настаивали, что хачкар — это не что иное, как пример азербайджанского искусства. дозволено только недоумевать, почему, в таком случае, только пять годов вспять был столь свирепо уничтожен 1 из крупнейших памятников этого искусства — армянское средневековое кладбище в Джуге, с тысячами хачкаров, на месте которого построен воин полигон. Кстати, это, уже в наши дни, в Нахиджеване, имеющем в составе Азербайджана настоящий возвышенный степень автономии, стало быть кульминацией длительной и последовательной политики полного уничтожения армянского культурного наследия» (2).
Фальсификация исторической науки в Азербайджане строится на преднамеренном искажении фактов и их ложном толковании. Политизация данного процесса имеет свою предысторию и берет свое основание с первых десятилетий прошлого века. Удревнение и украшательство истории Азербайджана зa счет фальсификации истории Армении в более умеренных формах была характерна для исторической науки и в советское время. Определенное ограничение искажения истории народов СССР обусловливалось тем, что ЦК КПСС в рамках идеологической цензуры осуществлял контроль зa «проявлениями национализма». при этом часть науки ЦК КПСС, выступая в роли политического арбитра, довольствовался тем, что удерживал академии наук союзных республик в качестве своих «клиентов», иногда подвергаемых критике — с формалистских позиций да называемой партийности марксистско-ленинского обществоведения.
Однако и в этих условиях в Баку велась целенаправленная деятельный по преуменьшению присутствия армян в древнем и средневековом Закавказье и умалению их роли — через переиздания античных и средневековых источников с купюрами, с заменой термина «Армянское государство» на «Албанское государство» либо с иными искажениями оригинальных текстов. Примером построения ложной теории на основе поощряемой политическим руководством подделки источников может быть на службе т. н. «Албанистика» Зии Буниятова, его ученицы Фариды Мамедовой и их да называемой школы Кавказской албанистики. В бытие Гейдара Алиева первым секретарем ЦК компартии Азербайджана (1969-1982 г.г.), при его негласном поощрении, координация искаженного переиздания первоисточников осуществлялась под «научным» руководством академика 3. Буниятова.
Ф. Мамедова сама отмечает, что своим знанием исторической географии Кавказской Албании она обязана Гейдару Алиеву, кто залпом же опосля прихода к власть в Азербайджанской Республике (1993 г.) начал доправлять от неё «научной критики» на каждую армянскую книгу по данной тематике. В результате этой «критики» Мамедова «на фактах показала, что армян на Кавказе не было». опосля издания в 2002 г. в USA исторического атласа Армении президиум Национальной Академии Наук Азербайджана умышленно для его опровержения создал часть исторической картографии, главой которого была назначена Мамедова. В итоге её трудов, утверждает Мамедова, «Армянское нагорье, а и армянские столицы (которые первоначально были размещены около Еревана) переместились на территории Восточной Анатолии, на 1000 километров от наших земель» (3).
После развала СССР с ликвидацией политико-идеологической цензуры Кремля и приобретением Азербайджаном независимости, преимущественно с приходом к начальник Гейдара Алиева, в результате прямого политического заказа специалистам-историкам переписывание истории и ее «чистка от наследия армян и самих армян как акторов истории» приняли форму государственной стратегии Азербайджанской Республики. Оставляя конкретные аспекты исследования данного феномена своим коллегам-историкам, считаю необходимым осрамиться на некоторых обобщенных характеристиках угроз, которые создаются для мировой системы научных знаний азербайджанской лженаукой как продуктом государственного руководства процессом широкомасштабной фальсификации истории на уровне глав азербайджанского государства.
Как пишет в своей монографии существенный ученый товарищ Института этнологии и антропологии Российской академии наук Виктор Шнирельман : — «Особый барыш для анализа того, что и как происходит безотлагательно в азербайджанской историографии, представляет заседание Государственной комиссии по празднованию 75-летнего юбилея Нахичеванской Автономной Республики, происходившее 9 февраля 1999 г. под председательством Гейдара Алиева. Открывая заседание, глава призывал правдиво черкать историю Азербайджана и подчеркивал политическое разум этого юбилея. Демонстрируя свое постигание «правдивого написания истории», правитель заявлял о том, что будто в 1918-1919 гг. Азербайджанская Демократическая Республика охотно уступила Армении прерогатива на Ереванское ханство и посёлок Ереван. все-таки никакого Ереванского ханства в это время уже не существовало, а была Ереванская губерния, где большая часть населения составляли армяне» (4).
Преемственность фальсификаторской линии отца демонстрирует правитель АзР Ильхам Алиев . 14 декабря 2005 возраст Ильхам Алиев в речи по случаю 60-летия Академии Наук Азербайджана призвал азербайджанских ученых включиться в программу обоснования предварительно мировым сообществом отсутствия исторических прав карабахского армянства на Нагорный Карабах. Алиев обещал субсидировать соединение усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах — неотъемлемую пакет Азербайджана, как гости» и по-этому «абсолютно не вправе утверждать, что Нагорный Карабах в прошлом принадлежал им» (5).
Переиздавая с искажениями древние источники и создавая фальсифицированные новые суррогатные источники, азербайджанская дисциплина по заказу главы государства бастардизирует само судьба науки — как инструмента человечества по объективному изысканию истины. В процесс научных исследований в ее методологию привносятся чуждые науке принципы и методы информационной войны, где в противоположность науке, призванной быть изысканию истины на основе достоверности фактов и валидности источников, системообразующим принципом являются дезинформация и манипулирование.
Проблема взаимосвязи с мировой исторической наукой является одним из наиболее приоритетных требований, стоящих до национальными научными школами во всех областях знаний. Данная сверхзадача интегрированности в единую мировую систему знаний для национальных разделов науки является одним из универсальных критериев оценки их соответствия общепринятым интеллектуальным стандартам человечества. Залогом этого соответствия являются возвышенный тонус производства новых знаний и динамичное развитие международных научных контактов, нацеленных на помощь в познании истины в сфере истории и историографии.
Опасность армянской исторической науке утратить достигнутый в XX в. уважение в международной научной среде историков, философов истории и историографов мира и быть на периферии научного мира в условиях широкомасштабной фальсификаторской политики азербайджанского государства должна начинать для властей Армении безопасностным приоритетом. обязательно нужно учитывать, что достижения арменоведческой науки как в Армении, да и в зарубежных научных центрах обусловливаются не только изучением отечественной истории, Но и сотрудничеством в исследовании ряда представляющих повальный барыш исторических проблем с широким совершенно зарубежных научных центров.
Выполняя мой гражданский долг, специалисты не только Армении, Но и только научного мира исходят из обыкновенный истины. если не распинаться историю Армении ныне от навязываемых мировому сообществу политических суррогатов истины средствами, соразмерными опасности, исходящей от врагов армянского народа, то это может «выстрелить» в Будущее многих народов с нанесением непоправимого ущерба стратегическим интересам их национальной и международной безопасности.
При уточнении стратегии и политики по противодействию угрозам, исходящим от азербайджанской стороны, следует принять во почтение главное научно-аморального замысла бакинских властей, выступающих в роли заказчика политических искажений истории и историографии. Азербайджанские фальсификаторы, выставляя на обсуждение мирового научного сообщества свои фальсифицированные продукты по истории Закавказья как с научной истиной, принадлежащей истории армянского и других коренных народов региона, рассчитывают на ревизию правды с позиций некой третьей «арбитральной» стороны — внешних научных кругов, ангажируемых азербайджанскими властями. Азербайджанские фальсификаторы делают плата на ставшее привычным выгодное для них вовлечение армянских научных школ в симметрические дуэли около азербайджанских подлогов.
Эффективной следует подсчет стратегию отказа от подобных дуэлей и антагонизм фальсификациям через сотрудничества специалистов стран региона с мировыми научными центрами с позиций общей обеспокоенности разрушением исторической истины как главной цели научного познания.
Источники:
1. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. — М.: Академкнига, 2003.
А.Л. Якобсон, Гандзасарский лавра и хачкары; факты и вымыслы,-ИФЖ, 1984, No 2, с. 146-152 И. Алиев, Изучение проблемы древней истории, филологии и архелогии в Азербайджане в 1977-1987 годы, — » гонец древней истории», 1988, 1, с. 59;
Абдурагимов Г. А, Кавказская Албания-Лезгистан: бесчинство и современность, СПБ,1995.
Goble P., Copying with the Nagorno-Karabakh Crisis, the Fletchers Forum of World Affairs, vol. 16, summer, 1992
Bahram Amirahmadian, Kusheshhaye Dovlat-e Jomhuri-e Azerbaijan dar tahrim- e nam-e Azerbaijan (Попытки Азербайджанской Республики по фальсификации названия «Азербайджан», на перс. яз.) http://www.civilica.com/Printable-GEONAMES04_002.html
Tashdid perozheye hamle be tamamiyat-e arzi-ye Iran ba mehvariyate dovlat-e baku, (Баку как фактор, опасный террриториальной целостности Ирана, на перс. яз.) http://www.tabnak.ir/fa/news/93688
Rahim Nikbakht, Negahi be naghshe tahrifi-ye Jomhuri-ye Azerbaijan, (Взгляд на фальсифицированную карту Азербайджанской Республики, на перс. яз.) http://www.aftab.ir/articles/view/applied_sciences/geograohy_history/c12c1198327048p1.php/
Tahrimhaye tarikhi dar ketabe darsi-ye Azerbaijan moujebe ijade moshqelat-e siasi mi shavad, (Исторические фальсификации породят политические проблемы, на перс. яз.) http://www.mehrnews.com/fa/NewsDetail.aspx?NewsID=327458
Kaveh Farrokh, What is the role of the government of Baku in promoting pan-Turkism? http://www.kavehfarrokh.com/articles/pan-turanism/question-6/
Салих Захр ад-дин, Маукиа Карабах фи ас-сираул-армани ал-азербайджани, Бейрут, 1994 (Карабах в армяно-азрбайджанском конфликте, на араб. яз.).
2. Выступление Президента РА Сержа Саргсяна на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, 02.12.2010, открытый сайт Президента Республики Армения: (http://www.president.am/events/statements/rus/?year=2010&id=78)
3. Албания или же Атропатена? как «сочиняют» древнюю историю Кавказа// «Эхо» (Баку), № 76(1316) Сб., 29 апреля 2006.
4. Шнирельман В.А. председательствующий 15. деяния и большая политика // Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. С. 246-255
5. диатриба Президента Азербайджана Ильхама Алиева в торжественном собрании, посвященном 60-летию Национальной Академии Наук (14-12-2005 14:15), www.president.az, Azrbaycan Prezidenti, Rsmi nternet shif: (http://archive.president.az/print.php?item_id=20070810125435235&sec_id=11