Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на коллегии Федерального казначейства
Добрый день, уважаемые коллеги! около Федерального казначейства кушать серьёзные результаты. Казначейство первым между всех министерств и ведомств создало систему электронного оборота документов.
Добрый день, уважаемые коллеги! около Федерального казначейства употреблять серьёзные результаты. Казначейство первым между всех министерств и ведомств создало систему электронного оборота документов. ныне не требуется нагрянуть в казначейство, дозволительно делать с ним на отдалении: соглашаться абсолютный мена всеми необходимыми документами. Все другие министерства могут брать пример. И тем не менее мы должны понимать, что время ставит новые задачи, надо упражнять и эту систему.
Одной из составляющих успеха работы в кризисные годы федеральных властей, преимущественно в ходе реализации антикризисной программы, была чёткая делание казначейства. Помню 1997–1998 годы, Кагда я пришёл в Министерство финансов, нам приходилось заниматься по доведению платежей сквозь коммерческие банки, надо было обезопасить работу учреждений в условиях нехватки текущих средств, поступающих на счета Правительства, они распылялись на разнообразных счетах. ныне работают одиночный счёт, стройная система платежей, решения доводятся одномоментно, в режиме онлайн, в любую точку Российской Федерации.
На запевало взор малозаметная, занятие Федерального казначейства была одной из ключевых в проведении антикризисной программы. В этом мы все после убедились. Ключевым моментом была срочность выполнения всех решений. Большие задержки были при подготовке и принятии решений, а в доведении решений проблем не было.
Мы можем изменять итоги 2010 возраст – первого возраст роста опосля кризиса, возраст отскока, как мы говорим. В инициатор год роста В любое время легче добиться. Он соглашаться от меньшей базы. По доходам мы исполнили федеральный бюджет на сумму 8,303 трлн рублей, по расходам – на 10,115 трлн. Цифры уточняются по мере весть отчётов. Уточню цифру дефицита бюджета прошлого года. Ранее я говорил, что это около 3,9%. сейчас мы уточнили: 4,1%. Это связано с тем, что не мало меньше, чем мы брали в расчёт, оказался в номинальном выражении ВВП. Подоспели отчёты о расходах наших учреждений, зa рубежом в том числе. И мы видим, что недостаток теперь уже 4,1% – столько, сколь мы в общем будто и предполагали с учётом более благоприятной конъюнктуры, связанной с ценами на нефть и более высокими доходами.
Мы ставим себе жёсткую задачу избегать в 2015 году от дефицита бюджета. Пока, по предварительным оценкам, предполагаем, что берём зa основу цену нефти в 2015 году около 90 долларов зa баррель. Это благоприятная плата – выше, чем она была в кризисные годы. В 2009 году среднегодовая ценность нефти была 61,1 доллара, в прошлом году – 78,2 доллара. Напомню, что в июле 2008 возраст плата нефти была 139 долларов зa баррель, а уже в декабре 2008 возраст – 32 доллара зa баррель. Это означает, что риски наших доходов от экспортной деятельности несказанно высокие для бюджета. Мы должны В любое время обладать припас прочности для выполнения всех социальных обязательств государства и других программ, которые обеспечивают жизнедеятельность страны, по-этому нам нуждаться будит снижать дефицит. Большую прием расходов составляют в форменный момент социальные расходы. Они индексируются кстати с учётом инфляции, что бы обеспечить сохранение в реальном выражении заработной платы, пенсий, пособий. Такая же индексация, как правило, касается таких, например, статей, как продовольствие, ручательство которым осуществляется в больницах.
Сейчас дело ид т в штатном режиме, припас прочности около бюджета даже с учётом указанного дефицита – хороший. Но мы должны учитывать, что в одобрительный промежуток в ближайшие три возраст нам надо незаметно сократить дефицит, что бы быть настолько же уверенными в выполнении всех обязательств и позднее. В ближайшие годы предстоит сложная занятие по сохранению такой сбалансированности.
Ещё 1 нравоучение из кризисного периода. В целом около нас неплохо сработала бюджетная система, она минимизировала последствия кризиса. В кризисные годы не снизились реальные доходы населения, мы смогли из бюджета поддержать ключевые отрасли экономики – от сельского хозяйства до больших промышленных предприятий. Выделили дополнительные финансы малому бизнесу. Была проведена крайне большая работа, и проведена оперативно. Были поддержаны банки чрез кредитные рычаги, как правило. Банковская система безотлагательно заработала, стала расширять кредитование экономики. Вроде бы всё сработало, мы принимали своевременные меры, Но вкушать одна позиция, по которой мы существенно отстаём в части эффективности в таких же ситуациях от других стран. рацея соглашаться об эффективности работы институтов – заранее только институтов власти, институтов рынка, сложившейся практики применения законодательства. Всё это не позволяет до конца эффективно довести наши решения до исполнения. Идут сбои в системе управления, идут сбои в доведении решений, чёткости их исполнения. На этом этапе мешают бюрократия, коррупция.
Работа самих институтов является несказанно важной и вдобавок покамест до конца не решённой проблемой. Вот казначейство является одним из тех органов, что формирует новые институты. К таким институтам относятся в том числе гласность и открытость. Казначейство, обеспечивая устройство публичных обязательств, кстати вывешивает на сайтах всю информацию, повышая тем самым открытость и гласность деятельности Правительства. Например, выше- общероссийский сайт государственных закупок. Он администрируется Федеральным казначейством. Это 1 из важнейших институтов, кто создан зa последние годы. С тово момента, Кагда каждое министерство вывешивает причина о том, что оно хочет купить, как и по каким ценам, как сложился тендер, – с этого момента начинается общий контроль зa государственными расходами. И мы приветствуем все общественные организации, добровольных экспертов, которые анализируют эти тендеры. Да, некоторый с издёвкой, неизвестный с удивлением, неизвестный с научными целями, Но такая занятие указанных организаций и экспертов заставляет обращаться и оглядываться наши министерства и ведомства, вывешивающие порой удивительные багаж на сайтах по своим закупкам. Это 1 из ведущих институтов открытости и гласности, создаваемый в нашей стране. Налаживается диалог, создаётся обратная связь, формируется общественное движение.
1 января взят другой граница этой гласности. в настоящее время на этом сайте вывешиваются все закупки субъектов и муниципалитетов. Мы как один человек с Минэкономразвития проводили эту работу. На последней стадии отказались от сотворения каких-то специальных органов либо агентств, для тово что бы принуждать сей сайт. Значительную круг работы взяло на себя казначейство. ныне хочу говорить вам спасибо! Знаю, как сила сделали присутствующие в зале сотрудники казначейства для внедрения этого общероссийского единого сайта к 1 января. если бы не было кстати и чётко это сделано, то начались бы «заторы» при закупках. некогда только обеспечивается дело госорганов и муниципалитетов по работе с этим сайтом, дело коммерческих структур с ним. Вот вам прообраз формирования одного из ведущих институтов развития страны, создающего новую атмосферу при анализе государственных расходов. Ведь если не будит такой обратной связи, то будит еще раз меньше доверия к расходам государства и преимущественно к повышению налогов. Все должны понимать, гораздо эти налоги идут, используются ли они рационально и эффективно.
Нам теперь необходимо будит реализовывать и другие части государственной программы эффективности бюджетных расходов. Данная программа утверждена, она определяет задачи развития всей финансовой системы. Определены среднесрочные задачи, в выполнении которых должно будит принять покровительство и Федеральное казначейство. будит быть улучшение системы бюджетных платежей. требуется будит успевать проведения всех государственных платёжных операций сквозь единичный счет Федерального казначейства в Банке России, переведя многочисленные банковские счета бюджетов в учётную систему казначейства. Вся эта занятие будит просунуться в плановом порядке до 2017 года, Кагда счетов вне казначейства уже не останется и будит 1 одиночный счёт казначейства в ЦБ. 2017 год – год 100-летия Октябрьской революции. Кагда мы все счета переведём, это будит вторая, на сей раз позитивная революция. Она будит обозначать качественно новоиспеченный степень эффективности управления государственными финансами.
Произойдёт минимизация количества участников национальной платёжной системы, увеличится резвость обращения денежных потоков, снизится достоинство государственных платёжных операций. В результате Центральный банк обязан будит закрыть свои центры, которые обслуживают бюджеты субъектов. Предполагаю, что где-то 20 тыс. сотрудников Центробанка дозволено будит сократить. Казначейство даже с учётом запланированного 20-процентного сокращения возьмёт эту работу на себя. дозволительно к вашему сокращению прибавить сокращение численности ЦБ и почувствовать, какая будит глобальная экономия. немедленно число казначейства – 56 тыс. человек. Вам надо сократиться на 20%, и вдобавок добавьте 20 тыс. сокращение в ЦБ. Такую эффективность не показывает ни одно министерство либо служба.
Формируется вторично одна система, повышающая эффективность госрасходов – АСУГФ, автоматизированная система управления государственными финансами. Она позволит производить анализ финансовые потоки, считать эффективность расходов, исходя из полученных результатов. теперь мы работаем в системе доведения платежей, а сейчас ставим следующую задачу – понимать следствие и сопоставить с расходами на его достижение. Это будит опять одна напитки революция, ведь немедленно почасту выясняется, что министерства и ведомства неправильно спланировали, объект оказался дороже, цены оказались выше. А сейчас мы будем это видеть, создав систему анализа эффективности государственных расходов, применив новые методики анализа расходов, будем более оперативно упражнять рекомендации по повышению эффективности.
У нас эффективность бюджетных расходов опять низка. Эффективность начинается с планирования, с вопроса о том, должно ли общий королевство эти расходы осуществлять. теперь неэффективность госрасходов начинается с того, что мы пытаемся изредка переменять свой сектор, говорим о том, что около нас еще раз инвестиционный дворянин мало хороший, инфляция снова высокая, ставки процентные. по-этому отечественным предприятиям приходится создать сопоставимые конкурентные условия с зарубежными партнёрами – значит, им нуждаться помочь, просубсидировать бизнес. Например, около нас кушать программа развития сельского хозяйства. жена её – это субсидии на уступка процентной ставки по кредиту. жена средств уходит на субсидирование, просто на борьбу с инфляцией. То же самое при поддержке промышленности: там как минимум треть расходов связана не с НИОКР, а с субсидированием процентных ставок, то теснить мы прежде не удерживаем инфляцию, а после делянка бюджета наполняем расходами по борьбе с ней же. сей замкнутый совокупность обязан содержаться разорван.
Сначала нуждаться убедиться в адекватности планируемых госрасходов, чётко разграничить полномочия. отдельный обязан ответствовать зa своё. Например, мы не страшно причинность выполняем работу по созданию инфраструктуры либо поддержке науки, зато более чем на триллион рублей поддерживаем субсидии субъектам Российской Федерации по выполнению их функций. Это опять 1 граница неправильного распределения расходов. за этого нарушается порука зa следствие посреди государством и бизнесом, посреди федеральным уровнем и субъектами Российской Федерации. Дальше мы начинаем распределять следствие внутри министерств и ведомств. как правило, министерства и ведомства прежде для обоснования больших трат показывают «планов громадьё», после по мере формирования самой концепции эти результаты малость сдуваются, а по ходу выполнения они сдуваются уже бесконечно сильно. И в этом смысле планирование – 1 из ключевых моментов повышения эффективности.
Когда имущество спустили, вступает в силу 94-ФЗ. Вроде как трудно с ним спорить, потому что всё делается по тендеру, всё хорошо, только цены почему-то высокие. Например, цены на поддержку дорожной тенета в России составляют от 27 до 55 долларов на 1 км, а в Финляндии, северной стране с несказанно похожим на выше- климатом, – 9,5 доллара. Направляем Росфиннадзор – выясняется, что тендеры проведены правильно, плата определена по закону, не могут ни к чему придраться. Но ведь задача очевидна – значит, мы долго меняем системы администрирования такого рода тендеров, такого рода расходов. Очевидные, бросающиеся в глаза багаж не исправляются своевременно.
Следующий этап, Кагда всё вроде бы причинность было сделано, – обнаруживается нецелевое использование либо просто хищение. Вступает в работу Счётная дом – это уже последняя степень анализа всех процессов, Кагда уже нуждаться зa руку хватать. Но если изначально всё было неверно спланировано, то вообще-то и довольно некого, ведь всё по плану сделано, тендеры что проведены. В этой связи повышение эффективности является ключевой задачей работы бюджетной системы.
Возвращаюсь к задачам казначейства. Уже говорил об оптимизации его численности. Она будит вытекать на фоне улучшения технического обеспечения, запуска новых информационных систем. Это компенсирует нагрузку на вас. доза экономии от сокращения численности пойдёт на премирование и жалованье сотрудников. В целом вторично раз хотел бы отметить высокую эффективность работы казначейства.
Спасибо!