Александр Попов: "Над Кижами витает дух непрофессионализма и безответственности"
Церковь Ильи Пророка в Цыпино (Вологодская область) попала в руки реставраторам в полуразрушенном состоянии.Фото Антона Мальцева точка отправления полной переборки сруба по классической технологии. Фо
В преддверии ожидаемого в феврале визита в Россию специальной миссии ЮНЕСКО, в задачи которой входит мониторинг реставрационных работ на объекте Всемирного наследия — 22-главой Спасо-Преображенской церкви в Кижах, на сайте музея-заповедника «Кижи» опубликован мнение по сохранению памятников Кижского погоста в 2010 году. Напомним, что ведущаяся с 1980-х годов реставрация Спасо-Преображенской церкви в 2010 году достигла той фазы, Кагда под здание был подведен новомодный бетонный основание и началась постепенная разборка подлинного сруба, вывешенного на внутреннем металлическом каркасе. В настоящее время разобраны и перенесены в специальное депо восемь нижних венцов сруба.
Обнародование этого документа вызвало волну публикаций, авторы которых обращают забота на следующие утверждения, содержащиеся в заключительном разделе отчета: «Наглядно подтвердилась правильность выбранного способ реставрации бес полной разборки церкви, последовательной реставрации бревен сруба и реконструкции фундамента. при этом надо отметить, что бревна, демонтированные из сруба в основном оказались в дюже деструктированном состоянии и требуют значительных усилий и времени для их лечения и в громадный степени, к сожалению, их полной замены».
По просьбе ИА REGNUM ответ о работах, проведенных на Спасо-Преображенской церкви в 2010 году, прокомментировал популярный архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии, знаток в области реставрации памятников деревянного зодчества Александр Попов .
ИА REGNUM : Александр Владимирович, при чтении отчета, опубликованного на сайте музея, складывается впечатление, что реставраторы оказались не готовы к тому, что бревна из нижних венцов сруба окажутся в настолько плохом состоянии. Почему это следовательно сюрпризом?
Такое удивление реставраторов — показание низкого качества или же даже полного отсутствия предварительных исследований. Учитывая высочайшую цена этого памятника, все, естественно, предполагают, что трогать к нему дозволительно только опосля того, как проведены детальные исследования, поставлен «диагноз» и определен «метод лечения». Другими словами, что предпринимать работы дозволительно только тогда, Кагда существует научно обоснованный проект, необходимой составной частью которого являются предварительные исследования. днесь выясняется, что исследования не были проведены в должной мере. Я В любое время подозревал, что никакого проекта не существует, и это только укрепляет мои подозрения. Более того, на выше- взгляд, коллектив, работающий на Преображенской церкви, просто не соглашаться разрешать задачи такого уровня. около него нет ни опыта таких работ, ни знаний. как реставратор с многолетним стажем я утверждаю, что рассуждения о том, что при помощи переборки храма методом лифтинга удастся сохранить едва ли не 80% подлинного материала — просто демагогия.
Похоже, что осознание реальной сложности ситуации только начинает нагрянуть к людям, работающим в Кижах. К сожалению, памятнику уже нанесен громадный ущерб, и безответственные действия могут продолжиться.
Тут я бы опять обратил уважение на тот факт, что памятник потерял паки и точный бутовый основание XIX века. за него залит небывалый бетонный. На основании чего принято такое решение, не известно. действительно это опять одна случай в череде тех, из которых складывается нынешняя реставрация Преображенской церкви.
ИА REGNUM : Какие последствия для памятника может содержать суррогат нижних венцов сруба с учетом применяемого порядок лифтинга? Грозит ли Преображенской церкви перемена в новодел?
Во-первых, насколько я понимаю, никакого порядок лифтинга в реальности там не применяется. название «лифтинг» означает «подъем», Но нижние венцы сруба были сняты через опускания их вниз — в котлован, отрытый под недавний бетонный фундамент. То потреблять существующую металлическую конструкцию действительно используют только для подвешивания верхней части храма. Метод продекларировали, Но им действительно не воспользовались.
Во-вторых авторы на заседании Федерального научно-методического совета Министерства культуры на вопрос, что они собираются созидать дальше, ответили: «Срубим новых восемь венцов по уровню и отвесу». В переводе на ясный диалект это значит, что будут резать пошлый новодел. Почему я да уверенно говорю о новоделе? Потому что расположенные выше венцы старого сруба со всеми их особенностями нельзя будит посадить на новые, выполненные по уровню и отвесу, и придётся пересекать даже старые брёвна, которые должны ложиться на новые.
И наконец, в-третьих, непонятно как авторы собираются, даже рубя новодел, восстановить внутреннюю конструкцию храма, Кагда внутри стоит металлический каркас. На сей вопрос, кто я им задаю уже не мало лет, вразумительного ответа не следует.
ИА REGNUM : В какой степени проводимые на этом памятнике реставрационные работы соответствуют требованиям Принципов сохранения исторических деревянных построек, утвержденных ИКОМОС (Международным советом по сохранению памятников и достопримечательных мест)?
Судите сами. С самого начала авторы заявляли, что они не собираются пользоваться исторические технологии, конструкции и инструментарий — все, чего рекомендуют придерживаться Принципы сохранения исторических деревянных построек. Они декларировали, что будут оживлять «по современным технологиям», при этом не пытаясь даже пояснить, что имеют в виду. По моему разумению, они просто не понимают, что собираются делать, что они хотят получить в итоге, и какое приказ получившийся следствие будит владеть к подлинному памятнику.
Время, пожары, землетрясения, войны и нерадивость людей уничтожали и продолжают отменять памятники культуры, Но человечество осознало, что свою материальную культуру обязательно нужно сохранять. На величина XX века человечество училось и продолжает учится уберегать имущество прошлого. действие зa шагом, ошибаясь и исправляясь, человеки идут вперёд. Венецианская хартия была принята в 1964 году, Принципы сохранения исторических деревянных построек — в 1999-м. С тех пор прошло больше десяти лет, а над Кижами почему-то до сих пор витает настроение непрофессионализма и безответственности.
ИА REGNUM : Сметная цена реставрации Преображенской церкви составляет 300 млн. рублей, в том числе 46 млн. будит заслуживать суррогат фундамента и реставрация восьми нижних венцов сруба в ход двух лет. разве такие огромные затраты — не обеспечение того, что для спасения памятника будит сделано все возможное?
К сожалению, наличность освоенных средств ни под каким видом не связано с качеством реставрации. Преображенская храм в Кижах с 50-х годов XX века находится каждую минуту в процессе реставрации, и сколь было потрачено зa это время денег, не знает никто. На храме как на подопытном кролике было опробовано много методик, в том числе такие, которые после были признаны ошибочными и даже вредными, и его положение год от возраст только ухудшается.
Позволю себе сравнить эти цифры со стоимостью работ, только что проведенных мною в соседней Вологодской области. около с известным на деревня покой селом Ферапонтово, где сохранились фрески Дионисия, вкушать деревня Цыпино, где в 2010 году закончены и приняты госкомиссией работы по реставрации церкви Ильи Пророка 1755 года. Ильинская храм по физическому объёму похожа на Преображенскую. зa семь годов на полную реставрацию этой церкви, включая реставрацию иконостаса, здание инженерных систем, благоустройство, было потрачено 40 млн. руб.
ИА REGNUM : ЮНЕСКО пристально следит зa происходящим в Кижах. при каких обстоятельствах эта учреждение может потребовать остановки ведущихся на памятнике работ?
Это мне не ведомо. Но, что твёрдо дозволительно сказать, опосля такой реставрации из списков Всемирного наследия Преображенскую храм в Кижах исключат точно.