Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, систем
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и исламизма рассказывает воротила группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, знаток Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
ИА REGNUM: Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать мой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. сила передается по наследству. Бизнес в разнообразных отраслях стал семейным. некоторый престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции — молодежь, не видя будущего, покидает республику.
Кроме быстрого развития ваххабизма, вдобавок более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив — говорю вам это как знаток по религиозно-политическому исламу. А все эти сплетня про инвестиции, которые продолжаются из возраст в год, да и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде «немецкой деревни». маловато около кого хватает мужества заявить об этом открыто. человеки погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают бес вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это — нынешний Дагестан…
ИА REGNUM: Имея мочь сравнивать, хочу заметить, что в среднем — и это бросается в глаза — в Дагестане живут гораздо зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. но ни одна душа не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика — вдали не суть Насколько важен благочестивый причина в формировании мотивации «лесных» и исламистов вообще?
Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что человеки в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на ремонт положения. разность в доходах посреди богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может казаться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.
Религиозный причина — основа происходящего в среде подростковой молодежи и преимущественно в мотивации «лесных братьев». Но давайте проясним, что мы понимаем под «лесными». Это окончательно не означает, что они бегают по лесам — нет, они, да же, как и мы с вами, живут в селах, городах и больших мегаполисах. «Лесными» могут быть ваши соседи в любом регионе страны или же мира. Это мысль планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный вера стал только только что формой социального протеста. некоторый специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. действительно полагают, что, если бы не было ваххабизма, непременно нашли бы иную форму, Но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и ни один человек не предлагает принципиально другую образец самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.
Обратите внимание, вера больше прогрессирует то есть в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она точный не изучена. Посмотрите сводки по терактам — там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских — бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось слово «русские джамааты». очень незадолго я подготовил публикацию по «русским джамаатам» для одной из бельгийских газет — поверьте мне, около них те же проблемы, что и около нас, это сделка тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут значительно быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.
ИА REGNUM: Обосновано ли мнение, согласие которому исламисты — это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?
Глубочайшее ложь — соединять криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой грабитель не отдаст свою жизнь, отроду не пожертвует ею ни зa какие деньги, да как основная мишень бандитизма — заработок, а здесь ум в господстве арабского языка в планетарном масштабе.
Сейчас, на выше- взгляд, главная загадка федеральных органов — не дать радикализму нет зa пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную доля СНГ и Прибалтику.
ИА REGNUM: как сказывается нужда четко обозначенной позиции органов начальство республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?
Политика заигрывания начальник с религиозными организациями в прошлом вела только к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.
В районах, где крепко возбуждение мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные начальство закрывают глаза на те или же некоторый нарушения законодательства со стороны религиозных объединений или же представителей духовенства, что бы не входить в столкновение с влиятельным духовным лицом и его окружением. часто от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации тово или же иного человека на государственные либо муниципальные должности на местах. при этом некоторый местные руководители умышленно афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты непременно ведут к клерикализации дагестанского общества.
Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на недостаток грубых нападок, проступает уже явственно. бес защиты светских основ содержание дагестанского общества, преимущественно в сельской местности, будит все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.
ИА REGNUM: Мы зачастую слышим, что вера является религией мира и добра (с чем невозможно не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование «своей борьбы» религиозные экстремисты обращаются то есть к исламу в его радикальной версии? Не повторение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?
Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и лакомиться главный причина привлечения молодежи, Но самое суть — это проповедуемое ими строжайшее единобожие — таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и бес тово недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, Но и считается «харамом», т.е. очень недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. некоторый религиозные авторитеты из числа руководителей совершенно настроенных общин говорят: «Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что бог подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии бес мечей и воинов». Процессы исламизации по всему миру подлинно активизированы, растет наличность новоиспеченных мусульман, преимущественно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России обстановка кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. вальяжный расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. по-этому учреждение джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что тожественный является успешным подходом.
Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме — В любое время будит быть доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, Но он да наводит и на столкновение интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. кроме спецопераций, режимов который и только прочего, драка с экстремизмом и преимущественно с терроризмом — это опять и огромные деньги, чаще только бесконтрольные, и мы не должны запамятовать об этом. страшно странно, Кагда только не мало персона чуть не целые день держат фронтальную оборону визави регулярных войск МВД . Заметьте, стиль соглашаться о молодых парнях и девушках, которые и в армии снова не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где следствие К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это бесконечно серьезная дело для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.
ИА REGNUM: В чем источник привлекательности исламизма, жестко регулирующего все стороны человеческой жизни (в том числе сексуальную — очень странно, что молодежь с этим соглашается)? Вы недавно упоминали об «особой энергетике» салафизма — весь согласна, и с нашей, православной точки зрения эта «энергетика» именуется бесовщиной. как «это» называется «по-вашему»?
Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно — наоборот, молодежь четко осознает мой выбор. Им с давних надоел тот сериальный вид золотого мальчика — преуспевающего кокаинщика, что навязывает федеральное телевидение. Они решительно не желают шмыгать по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это готовность определенной части молодежи СКФО, которая несказанно на живую руку превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.
Относительно следующий части вопроса — я лучший раз слышу, что салафизм дозволено сопоставлять с бесовщиной. Энергетика салафизма — в его притягательности, простоте (его называют народным за отсутствия многих нововведений — бида). Салафизм, как ход внутри суннитского ислама, не позволяет мусульманину излишества, призывает ценить другие конфессии и крыться примером для других и в жизни, и в ритуальной части. очень другое работа то, в какой форме это до нас дошло и как проявляется. Ведь в самих исламских странах и преимущественно султанатах никакой религиозной агрессии нет — да почему мы в России не можем гнездиться в мире и согласии? Конечно, каждый, который исповедует ту или же иную религию, хочет наблюдать всех то есть в своей пастве, и это нормально. просто всем необходимо задуматься, что употреблять и другие взгляды — лакомиться атеизм, кушать другие веры. Нужен баланс, и вот здесь необходимы механизмы компетентного регулирования, то теснить государственно-конфессиональные отношения.
Отношение не только к отрицательному, а ко всему, что нас окружает, выражено в послании Творца к каждому верующему: «Нет речи прекраснее того, который призывает к Аллаху, творит благие история и говорит — я из мусульман» (Сура «Разъяснены», аят 33). В этом аяте отражается истинное бытность мусульманина, то, каким он обязан быть, сама ядро ислама.
ИА REGNUM: Почему традиционный вера — в дагестанском случае, суфизм — проигрывает битву зa сердца молодежи? Чего ему не хватает, что бы составить реальную конкуренцию радикалам?
Традиционные формы религии проигрывают везде, и не только в исламе, за отсутствия модернизации с точки зрения упрощения обрядности, а да постоянного соглашательства со светскими нормами и многим другим. Но самое важное — это их замкнутость. Нет идейной подпитки, что бы обновиться, все застоялось. Сегодняшняя молодежь не та, что раньше — простыми проповедями привести ее в углубление религии очень затруднительно, а иногда и общий невозможно. Говоря современным языком молодежного сленга, нужен протест, драйв, креатив, нужен релакс, сей реестр дозволительно продолжать что угодно, да как потребности молодого человека в этом смысле нескончаемы. А ныне обратите внимание, что происходит в это время на новый стороне. Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное спасение от мирских благ. Пусть наши читатели не подумают, что это объявление ваххабизма, так я и не могу передать всю остроту их ощущений, потому что не являюсь таковым. Это только результаты многочисленных бесед с молодыми людьми, студентами, старшеклассниками, мониторинга их взглядов и взаимоотношений к религии.
Возьмем православие: почему РПЦ не может противостоять нетрадиционным религиозным организациям? Такого количества сект, как в России, нет нигде. или же же брать несогласие внутри православия, Кагда священнослужители отходят от официальной христианской доктрины и создают свою церковь. Таких случаев в российском православии немало — побеждать хоть бы историю с Диомидом, Виссарионом и т.д. Православная храм проигрывает на этом направлении по всем фронтам, наличность новых религиозных движений имеет постоянную динамику роста. А о разгуле протестантских течений я общий молчу. быть и проблемы развития гомосексуальных взаимоотношений в среде православного монашества. как видно, это только как только вершина айсберга. Проблем хватает во всех традиционных религиях, и здесь мы должны вместе делать и моделировать ситуацию в нужном направлении, благопоспешать государству, разрабатывая принципиально последний уловка действий по вектору государство-религиозные организации-общество.
ИА REGNUM: Вы недавно в лоск справедливо отметили, что позиции радикалов и традиционалистов, которых «роднит старание шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений», прогрессивно сближаются (в Татарстане такого покамест не происходит). Это несказанно достопримечательный момент, демонстрирующий истинную главное исламской идеологии, претендующей на победу в мировом масштабе (для начала ежели и бы на «мусульманских землях»). Не вынудит ли сей случай страна начать целенаправленную войну с исламом как таковым?
Ошибаетесь, то есть в Татарстане это и происходит, отличие покамест только в форме проявления. В данном случае мочь судить картину исламизации Татарстана по плану организации » Хизб ут-Тахрир » — в будущем строй в Татарстане будит очень другим. Скорее всего, это будит свободный шариат, то вкушать бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, колоссально близкое к исламу Турции. некоторый эксперты склоны дарить разные оценки татарскому исламу, я же основываюсь на всех мнениях, Но базируюсь только на мониторинге молодежной среды, да как зa ними последнее слово. Я недавно говорил, что туча татарской молодежи проходило и проходит воспитание азам ислама в полевых лагерях по всему миру. как Вы думаете, что произойдет, Кагда они вернутся? Ведь магистральный постулат, какой они изучили неразлучно с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни — мысль борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, кроме только прочего, несет и меч ислама.
Как ни странно, вера быстрее побеждает на христианских землях. Лидерство изначально заложено в сути всякий идеологии, не только ислама. королевство никоим образом не может начать войну с исламом, пусть бы бы потому, что вера — рацион этого государства, и пай не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — ее ласковый атрибут. разница Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская форма ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же образец присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная форма поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама. Все ремесло в том, что выговор при трактовке канонов, обрядов и догматики делается на другом, преимущественно в варианте борцов зa чистоту ислама и джихадистов.
ИА REGNUM: Насколько востребована ныне мусульманскими радикальными группировками идеология самопожертвования?
С точки зрения наступательного ислама, то употреблять сторонников ваххабитского боевого крыла, будущее то есть зa этим способом ведения террористической деятельности. Поразительно, Но факт: происходит умножение доли присутствия женщин в терроризме. В наиболее масштабных акциях ставку прежде делают на мужчин, да как лакомиться вероятность того, что женщина может не справиться с заданием амира в силу разнообразных причин, чаще только материнства. ранний человек, воздерживающийся от запретных прелестей земных благ, мечтающий о вечной жизни в объятиях райской гурии, с легкостью поддается радикальной доктрине принятия смерти. маловато того, технологии вербовки в магазин шахидов достигли такого совершенства, что он считает огромный честью иметь сторонником движения зa чистоту ислама, и что только он, а не кто-нибудь непохожий из огромного числа готовых расстаться с жизнью зa ислам, избран, что бы начинать максимально приближенным к Создателю.
На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ, а да видеоматериалы с порталов YouTube и RuTube, которые в обилии передают все прелести проводимых спецопераций. теснить там и аудиостенограммы телефонных переговоров повстанцев, разумеется, свидетельствующие не в пользу государства. Эти и другие материалы радикально-информационного характера создают в умах молодого поколения изображение героя-сопротивленца. дозволительно понимать видеозаписи о том, как погибающий моджахед, отстреливаясь, оставляет приказ своей жене, сестре, брату и другим, требуя непременно воспитать детей в шариате, обнаруживаться замуж сестру или же дитя только зa истинного мусульманина. Они неослабно обновляются, пополняются новыми эпизодами. Вопрос, как эти записи туда попадают, остается открытым.
Естественно, с точки зрения молодого, начинающего понимать вера человека это выглядит правильно, преимущественно на фоне небывалой коррупции, жизненной роскоши политиков и чиновников, обеспеченности их семей и тухумов. заботиться в том, что в ближайшие десятилетия другой перспективы в Дагестане и в других регионах СКФО не видно. Вся это демагогия о борьбе с коррупцией не дает ничего, исключая увеличения ее масштаба, являясь своего рода рекламой либо прайс-листом для очередного увеличения ценовых ставок. мечта какая-то получается: в Дагестане борются с коррупцией, возглавляют различные комиссии, выступают инициаторами схем финансовой прозрачности, очищения рядов то есть те, который ее создают и сами являются первым очагом этой самой коррупции. Молодежь видит, что происходит, понимает, анализирует, и, к большому сожалению, делает подбор осознанно, зная, какие последствия ожидают его и его семью. Тем не менее, они это делают.
Если постановка дел теперь складывается так, значит, княжество на Северном Кавказе страшно не дорабатывает, а по некоторым направлениям очень не работает. если мы будем зреть значимые сектора, преимущественно сектор молодежной пропаганды, дозволительно ухаживать и вредительство, подталкивающее молодежь к антигосударственным настроениям. В Дагестане остро ощущается нехватка специалистов по реализации идеологической составляющей государственной политики, а соответствующие места заняты некомпетентными работниками. кроме этого, некоторый из специалистов уехали в силу того, что не были востребованы, а оставшиеся не могут трудоустроиться или, опять хуже, попадают в информационные узы и разработки экстремистских онлайн-агентств. Про таких людей дозволительно сказать, что даже ваххабитами они востребованы больше, нежели государством. некоторый из них уже убиты. Государственные идеологические структуры теперь просто битком, вдоль и поперек забиты родственниками действующих чиновников (племянники, шурины, зятья, сыновья, дочери, близкие, друзья и т.д.). Словом, снедать все, помимо тех, который нужен. Складывается мнение, что такой подход в подборе кадров не случаен. Клановость как политический уловка стал господствовать во всем. об этом дозволительно утверждать и записывать бесконечно, настолько актуальна данная тема, Но давайте остановимся, а то мы перейдем дозволенные в Дагестане границы общения.
ИА REGNUM: как вы считаете, дозволительно ли «реализовать себя в качестве мусульманина» в условиях светского российского государства, либо для этого обязательно нужно «выходить на джихад», исполнять хиджру в Саудовскую Аравию, исполнять некоторый действия, к которым призывают исламисты?
Можно. Возьмем, к примеру, малазийскую, индонезийскую или же турецкую форма политического устройства страны, где соединение демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и вкушать конструктивный изображение мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием «евроислам». А воспитывать на джихад как на войну со своим нафсом (эго) нуждаться В любое время — это требование, закрепленное в священном писании. Джихад, как его некоторый понимают — это не борьба с себе подобными, а вид жизни, при котором мусульманин должен побороть все свои дурные привычки, слабости, пороки. И делать путешествие в государство Саудитов одинаковый необходимо, и это не требование исламистов, а 1 из самых важнейших столпов ислама, кто существовал всегда.
ИА REGNUM: Каково Ваше известие к закону «О запрете ваххабизма и другой экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»? На выше- взгляд, первенствующий его пробел в том, что он не работает. напротив возражениям исламистов, юридические признаки обстановка к ваххабизму и иным экстремистским течениям весь дозволено корректно сформулировать. задача в отсутствии неотвратимости наказания. как ее отгадывать питаться ли иные, зa исключением силовых, методы возвращения ваххабитов в правовое поле?
Этот основание изначально не мог работать. как весь дозволено тягаться законом противу идеологии? если брать известный промежуток истории, то видно, что даже «святая» инквизиция шиш не смогла исполнять насупротив веры — настолько сильна нужда в ней человека. В данном случае некоторый светские и религиозные демагоги говорят, мол, стоит исполнять то, приходится исполнять это, а который будит сооружать который будит рассуждать как общий различать, который ваххабит, а который нет, ведь по одной внешней атрибутике исполнять это нельзя Ну, побреют они бороды — как раз говоря, некоторый современные салафиты выглядят больно респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, Но и в городах, краях, областях Центральной России.
Юридических признаков обстановка к ваххабизму не существует. Отслеживать каждого по выполнению ритуальной части одинаковый невозможно, потому что около ваххабитов нет никакой разницы в проявлениях по отношению к верующим из других мусульманских течений, зa исключением шиитов, и то незначительно. Главное, надо понимать, что ваххабизм — это некогда только мышление, идея, с которой ее любитель соглашаться по жизни, а биться с идеей можно, только дав другую, равноценную по значимости и по своей мощи. И ни за что иначе. страна уже перепробовало все — а толку все меньше, а их все больше.
Относительно наказания — как приказывать человека, беспрестанно готовящегося к смерти, самопожертвованию? В этом смысле он не ведает страха, и даже считает честью, избранностью такую погибель. начинать неужели что рассматривать посмертно. Давайте посмотрим, что происходит: семья убитого сотрудника правоохранительных органов получает услуга государства, определенные льготы для детей, награды, материальные средства. А что получает семья убитого ваххабита, за вычетом преследований, изгнаний, постоянных обысков, арестов, общественного осуждения? И все и их становится больше с каждым днем. супруга убитого ваххабита видит своей главной целью выстоять, воспитывать детей-будущих моджахедов, и за этого она одинаковый готова отдать свою жизнь, не задумываясь. как видите, царство в конечном итоге будит вынуждено встречать механизмы возврата их в правовое поле. Это неизбежно, дилемма только во времени. Все проблемы Дагестана — в полном отсутствии государственно-конфессиональных отношений, а бес целевой политики в сфере религии успеха достичь просто невозможно.
ИА REGNUM: совет по адаптации бывших боевиков к мирной жизни первым делом отпустила под залог отца ростовского имама Наиля Бикмаева, решившего примкнуть к незаконным вооруженным формированиям, Но схваченного правоохранительными органами до совершения им тяжких преступлений. Получается, что взрослый «мальчик» (к тому же опять и духовное лицо…) может «поиграть» в ваххабита, побегав по городу с пистолетом, и ему зa это безделица не будет. Вице-премьер РД Ризван Курбанов еще раз и пригласил его поработать своим помощником по реабилитации бывших экстремистов. Нормально ли это? На выше- взгляд, подобное известие к бикмаевым только породит около них смак вседозволенности, причем весь оправданное. Какие надежды возлагаете Вы на эту комиссию?
На нынешний сутки особых успехов в деятельности этой комиссии не видно. Нет доверия со стороны тех, который обязан сдаться, джамаатов. Были да примеры, Кагда мертвое тело заявителя — того, который обратился в комиссию — находили после день со следами насильственной смерти. добро бы чиновники утверждают о росте числа обращений, этому маловато который верит. пучина шума наделала объявление по этому поводу члена комиссии, адвоката Расула Кадиева «Не пришло еще раз ее время» в федеральной газете «Настоящее время» №49 от 17 декабря 2010 года, где он ставит под недоверие действующие механизмы и способы контактов с комиссией по адаптации боевиков. ситуация усугубляется и тем, что в самой джамаатовской среде соблазнять практически мочь — ни с идеологической, ни с физической стороны. то есть по-этому да высок показатель смертности радикальной молодежи при сопротивлении органам правопорядка. На сайтах группы «Джамаат шариат» дозволено прочитать приказ радикалов к молодежи, в котором да откровенный и пишется: «Если ты молод и живешь в Дагестане, знай, ты непременно умрешь, да выбери достойную смерть, как приличествовать настоящему мужчине и истинному мусульманину». разумеется же, запрещать подчиняться таким призывам, и если ты молод, то непременно обязан коснеть честно, имея ясный выраженную гражданскую позицию.
Что касается Наиля Бикмаева, то здесь воззрение около всех однозначное: избранности в экстремизме попадать не должно. Человек, что пришел с оружием, должен ответить по закону. А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже часто поднимали проблему распространения радикализма между детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. чувство такое, что это никому не нужно. маловато того, некоторый уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. Нет единства и в духовной среде Республики Дагестан. около нас в республике даже отдельного органа по делам религий нет. Представляете, регион, где 96,5% населения составляют приверженцы ислама, не имеет собственного ведомства? снедать господство при министерстве по национальной политике, Но нет четкого разделения для решений религиозных вопросов, все решается вместе с другими проблемами. Абсурд, Но это так.
В последнее время религиозные процессы уже и объяснять боятся — даже те, который по долгу здание должен это делать. Здесь, в регионах, бывает непонятно, Кагда глава РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе зa сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок или же донесений? Это же дозволено говорить и по позиции постпреда президента в СКФО Александра Хлопонина . Возможно, этих политиков умышленно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что человеки простой не владеют ситуацией, преимущественно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, а о присутствии государства в сфере религиозной политики вместе утверждать не приходится. И это в то время, Кагда Северный Кавказ, и Дагестан особенно, назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает, что экспансия в отношении нас будит только увеличиваться, следовательно, нужны кардинальные меры в политике, экономике, религии. бес этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.
ИА REGNUM: Вы считаете, что с исламистами надо работать, водить с ними диалог. Но в чем любимец этого диалога, если даже умеренные исламисты отрицают ценности светского государства и имеют намерения заменить его исламским? Очевидно, что совместить теократический и вежливый совершенство невозможно, и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. да о чем пойдет разговор?
Иного не дано: конечно, трудиться нужно, и разговор необходим как воздух. что паки нуждаться убить молодых ребят и с той, и с этой стороны? Такие подходы порождают гнев граждан, а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей начальство и при малейшей возможности непременно возьмутся зa оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового безделица нет. задача в другом, а то есть в сочетании светского и шариатского. нуждаться разработать их симбиоз. некоторый светские законы вторично в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. сообразно вашей логике, война с экстремизмом и терроризмом должна дождь вечно, Но в этом случае никого не останется. И ратоборствовать будит некому и не с кем.
Существующие ныне полувоенные процессы порождают к тому же большие и изощренные формы коррупции, способные поглотить половину бюджета республики, страны. как прикажете ютиться в такой ситуации? Естественно, будит миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые одинаковый будут звать очаги межнациональной и преимущественно межконфессиональной напряженности. неудача опять и в том, что нет специалистов, а те, которые были, — уволены, сокращены, переведены в другие организации и на очень некоторый участки работы. В Дагестане некому жить переговоры, и молодежь теперь маловато кому подчиняется, а люди, которые ныне занимаются идеологий со стороны государства, не авторитетны и абсолютно некомпетентны, к большому сожалению. На Кавказе потреблять хорошая прибаутка — всякий столкновение заканчивается зa столом переговоров, зa чашечкой чая. Будем ждать.
Итак, о чем пойдет диалог Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — следует дать всем мочь равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить существо религиозных организаций сообразно действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация бес соблюдения определенных, не предписанных законом действий, непременно согласование с одной чрезвычайно влиятельной общественной, религиозной организацией). Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии, а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу обстановка к некоторый вере. Вот примерный список тем для обсуждения. Их дозволительно профессионально и юридически корректно доработать. Конечно, это не даст мгновенных результатов, поскольку время упущено, Но зато положит правило переговорам, создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.
ИА REGNUM: Вообще-то, говоря, что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции, я не мало погрешила напротив истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане, представители светской точки зрения систематически сдаются под натиском агрессивного исламизма. Общественная дискуссия — причем то есть в светских, а не в исламских СМИ — ведется, к примеру, не о том, нужен ли республике шариат, а о сроках введения в правовую практику тех или же иных его норм. Не вызывает сомнений, что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации, являющейся, напомню, светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту кризис и как оно намерено с ней состязаться Кстати, как Вы оцениваете возможную занятие и помещение шариата в условиях современного Дагестана (понятно, что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места около него нет и заключаться не может)?
Если теснить нужда населения в шариате, то нельзя заслуга идейным установкам Господа ни одна душа не может и не в силах. Значит, толковый подход с моей точки зрения может лежать только 1 — соединение мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен, что около нас вера отделена от государства, Но нуждаться хоть бы бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. жениться Казахстан — это безгранично динамично развивающаяся страна, потому что правитель Назарбаев нашел правильный способ светского управления с элементами мусульманского законодательства, и в идеологическом плане около них складывается бесподобный порядок. А что получается около нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем, отступаем обратно поступь зa шагом.
Очевидно, что действующая российская форма далека от совершенства, значит, нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем, республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру коснеть на основе модернизованной конституции, подогнав сей главенствующий грамота под туземный цвет вкушать в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и да живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы. надо только профессионально разработать сей подход. Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. обязательно нужно и понимать, что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики, и она ступень за ступенью выходит зa рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.
ИА REGNUM: В исламе, в различие от христианства, нет разделения на «Богу — Богово, кесарю — кесарево», то снедать собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке обитать реалиями века XIII-го, видя единственное освобождение (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не пора ли осадить, причем в масштабах всей страны, клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами», обязательными платками и прочим?
Зачем? если лицо хочет волочить платок, то какой может этому помешать? Дайте человеку выбор. К большому сожалению, Вы неправильно понимаете естество ислама. В исламе нет понятия времени. какой бы ни был век, и даже сквозь некоторый тысячелетия, вера останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его суть разница от других вероисповеданий. попона — это мнимый атрибут, который, как вы знаете, и в православии одинаковый присутствует. если не нравится, не носите, все предельно просто. Но что ляпать тем, который не хочет шествовать с открытой головой, как им быть, что дозволительно предложить на смену опровержение — ничего, нет другого аксессуара, кто бы да же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям, то запретов заключаться не может. Хорошо, теперь запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра, вот в чем проблема На запретах в некотором расстоянии не уедешь. В такой ситуации необходима идейная приготовление народа со стороны государства. На выше- взгляд, должны разгораться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием дозволительно улучшить и усилить развитие как религиозных организаций, да и гражданских институтов, а да патриотических настроений в целом. теперь в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы, Но нет локомотива, что должен удаваться сей обременительный багаж вперед. при нынешнем политическом раскладе — он вряд ли ли появится.
Соглашусь, что наше королевство (в том числе общество общественной морали), находится, мягко говоря, не в лучшей форме. все же силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации, порождая огромное цифра лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким Вы видите приговор этой проблемы?
Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, вывод весь отсутствует. если да будит продолжаться, не нужен никакой терроризм, мы сами себя уничтожим. В отдельных странах, и хроника тому свидетель, вкушать примеры, Кагда благое насаждалось силовым путем, и это после давало неплохие результаты. Я не любитель таких подходов, Но вещь определенно следует делать. Те, который обязан высказывать свои суждения, взгляды на те либо некоторый вещи, преимущественно общественные деятели, уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают погибать при загадочных обстоятельствах. через силу зачастую звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что соглашаться плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию, покамест кулуарно, что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин», отличающиеся больно высокой токсичностью.
Сейчас, на выше- взгляд, вся занятие должна иметь нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. надо мешать использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи, и, если для этого обязательно нужно принуждать прямое президентское власть — исполнять это, да как местные власть не в состоянии что-либо изменить.
ИА REGNUM: Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять исламистской идеологии может лишь только другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный вера не способен представить такую альтернативу (во всяком случае, этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология красоваться светской либо религиозная составляющая — ее необходимый атрибут?
Никакая светская идеология отроду не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи одинаковый нет — ни в природе, ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант, при котором дозволительно выработать известный книга на базе отдельно значимых норм поведения всех религий бес исключения, а и всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить, Но эту идею впервые озвучил глава шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи паки в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. Удивительно, что прислуга радикальной формации предложил идею такой уловка компромисса для человечества. Почему я привел то есть сей образец как видите, даже талибы задумывались о том, как построить образцовый намерение правления. Мы будем вынуждены рыться принципиально новые формы сотрудничества — и светского, и конфессионального. Что касается традиционного ислама, здесь надо четко говорить правду: он не только не справляется, Но частично и лично вливается в салафизм. Это дозволительно видеть на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. да что с уверенностью могу говорить — духовный компонент лакомиться его честный атрибут.
Яна Амелина