Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"

Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, систем

Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и исламизма рассказывает вождь группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, знаток Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

ИА REGNUM: Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать мой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. сила передается по наследству. Бизнес в разнообразных отраслях стал семейным. некоторый престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции — молодежь, не видя будущего, покидает республику.

Кроме быстрого развития ваххабизма, вторично более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив — говорю вам это как знаток по религиозно-политическому исламу. А все эти сплетня про инвестиции, которые продолжаются из возраст в год, да и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде «немецкой деревни». маловато около кого хватает мужества заявить об этом открыто. человеки погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают бес вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это — нынешний Дагестан…

ИА REGNUM: Имея мочь сравнивать, хочу заметить, что в среднем — и это бросается в глаза — в Дагестане живут гораздо зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. все же ни одна душа не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика — вдали не суть Насколько важен духовный причина в формировании мотивации «лесных» и исламистов вообще?

Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что человеки в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на отделка положения. различие в доходах среди богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может казаться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.

Религиозный причина — основа происходящего в среде подростковой молодежи и преимущественно в мотивации «лесных братьев». Но давайте проясним, что мы понимаем под «лесными». Это совсем не означает, что они бегают по лесам — нет, они, да же, как и мы с вами, живут в селах, городах и больших мегаполисах. «Лесными» могут быть ваши соседи в любом регионе страны или же мира. Это мысль планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный вера стал только чуть формой социального протеста. некоторый специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. действительно полагают, что, если бы не было ваххабизма, непременно нашли бы иную форму, Но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и ни один человек не предлагает принципиально другую форма самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.

Обратите внимание, вера больше прогрессирует то есть в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она точный не изучена. Посмотрите сводки по терактам — там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских — бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось вид «русские джамааты». очень как-то я подготовил публикацию по «русским джамаатам» для одной из бельгийских газет — поверьте мне, около них те же проблемы, что и около нас, это сделка тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут много быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.

ИА REGNUM: Обосновано ли мнение, сообразно которому исламисты — это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?

Глубочайшее ложь — соединять криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой злодей не отдаст свою жизнь, ни во веки веков не пожертвует ею ни зa какие деньги, да как основная мишень бандитизма — заработок, а здесь ум в господстве арабского языка в планетарном масштабе.

Сейчас, на выше- взгляд, главная дилемма федеральных органов — не дать радикализму кончаться зa пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную прием СНГ и Прибалтику.

ИА REGNUM: как сказывается недостаток четко обозначенной позиции органов начальство республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?

Политика заигрывания начальство с религиозными организациями в прошлом вела как только к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.

В районах, где крепко возбуждение мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные начальство закрывают глаза на те либо некоторый нарушения законодательства со стороны религиозных объединений либо представителей духовенства, что бы не входить в столкновение с влиятельным духовным лицом и его окружением. часто от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации тово или же иного человека на государственные либо муниципальные должности на местах. при этом некоторый местные руководители умышленно афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты непременно ведут к клерикализации дагестанского общества.

Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на недостаток грубых нападок, проступает уже явственно. бес защиты светских основ положение дагестанского общества, преимущественно в сельской местности, будит все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.

ИА REGNUM: Мы почасту слышим, что вера является религией мира и добра (с чем отрицание не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование «своей борьбы» религиозные экстремисты обращаются то есть к исламу в его радикальной версии? Не повторение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?

Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и поглощать главный причина привлечения молодежи, Но самое суть — это проповедуемое ими строжайшее единобожие — таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и бес тово недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, Но и считается «харамом», т.е. очень недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. некоторый религиозные авторитеты из числа руководителей совершенно настроенных общин говорят: «Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что бог подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии бес мечей и воинов». Процессы исламизации по всему миру воистину активизированы, растет численность новоиспеченных мусульман, преимущественно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России обстановка кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. весь расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. по-этому учреждение джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что одинаковый является успешным подходом.

Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме — В любое время будит быть доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, Но он да наводит и на столкновение интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. кроме спецопераций, режимов который и только прочего, война с экстремизмом и преимущественно с терроризмом — это паки и огромные деньги, чаще только бесконтрольные, и мы не должны предавать забвению об этом. сильно странно, Кагда только не мало индивидуальность чуть не целые день держат фронтальную оборону навстречу регулярных войск МВД . Заметьте, аллокуция соглашаться о молодых парнях и девушках, которые и в армии паки не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где следствие К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это весьма серьезная делание для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.

ИА REGNUM: В чем повод привлекательности исламизма, жестко регулирующего все стороны человеческой жизни (в том числе сексуальную — очень странно, что молодежь с этим соглашается)? Вы недавно упоминали об «особой энергетике» салафизма — весь согласна, и с нашей, православной точки зрения эта «энергетика» именуется бесовщиной. как «это» называется «по-вашему»?

Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно — наоборот, молодежь четко осознает мой выбор. Им давнешенько надоел тот сериальный икона золотого мальчика — преуспевающего кокаинщика, какой навязывает федеральное телевидение. Они окончательно не желают избегать по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это охота определенной части молодежи СКФО, которая в высшей степени бойко превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.

Относительно другой части вопроса — я лучший раз слышу, что салафизм дозволительно верстать с бесовщиной. Энергетика салафизма — в его притягательности, простоте (его называют народным за отсутствия многих нововведений — бида). Салафизм, как ход внутри суннитского ислама, не позволяет мусульманину излишества, призывает почитать другие конфессии и толкать(ся) примером для других и в жизни, и в ритуальной части. очень другое тяжба то, в какой форме это до нас дошло и как проявляется. Ведь в самих исламских странах и преимущественно султанатах никакой религиозной агрессии нет — да почему мы в России не можем коснеть в мире и согласии? Конечно, каждый, который исповедует ту или же иную религию, хочет зреть всех то есть в своей пастве, и это нормально. просто всем следует задуматься, что вкушать и другие взгляды — вкушать атеизм, теснить другие веры. Нужен баланс, и вот здесь необходимы механизмы компетентного регулирования, то употреблять государственно-конфессиональные отношения.

Отношение не только к отрицательному, а ко всему, что нас окружает, выражено в послании Творца к каждому верующему: «Нет речи прекраснее того, который призывает к Аллаху, творит благие история и говорит — я из мусульман» (Сура «Разъяснены», аят 33). В этом аяте отражается истинное бытность мусульманина, то, каким он обязан быть, сама душа ислама.

ИА REGNUM: Почему традиционный вера — в дагестанском случае, суфизм — проигрывает битву зa сердца молодежи? Чего ему не хватает, что бы составить реальную конкуренцию радикалам?

Традиционные формы религии проигрывают везде, и не только в исламе, за отсутствия модернизации с точки зрения упрощения обрядности, а и постоянного соглашательства со светскими нормами и многим другим. Но самое важное — это их замкнутость. Нет идейной подпитки, что бы обновиться, все застоялось. Сегодняшняя молодежь не та, что раньше — простыми проповедями привести ее в углубление религии очень затруднительно, а иногда и весь невозможно. Говоря современным языком молодежного сленга, нужен протест, драйв, креатив, нужен релакс, сей программа дозволено продолжать сколь угодно, да как потребности молодого человека в этом смысле нескончаемы. А сегодня обратите внимание, что происходит в это время на видоизмененный стороне. Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное отпущение от мирских благ. Пусть наши читатели не подумают, что это объявление ваххабизма, конечно я и не могу передать всю остроту их ощущений, потому что не являюсь таковым. Это только результаты многочисленных бесед с молодыми людьми, студентами, старшеклассниками, мониторинга их взглядов и взаимоотношений к религии.

Возьмем православие: почему РПЦ не может противостоять нетрадиционным религиозным организациям? Такого количества сект, как в России, нет нигде. или же же брать несогласие внутри православия, Кагда священнослужители отходят от официальной христианской доктрины и создают свою церковь. Таких случаев в российском православии немало — жениться добро бы бы историю с Диомидом, Виссарионом и т.д. Православная храм проигрывает на этом направлении по всем фронтам, состав новых религиозных движений имеет постоянную динамику роста. А о разгуле протестантских течений я весь молчу. быть да проблемы развития гомосексуальных взаимоотношений в среде православного монашества. как видно, это только только вершина айсберга. Проблем хватает во всех традиционных религиях, и здесь мы должны вместе заниматься и моделировать ситуацию в нужном направлении, пособничать государству, разрабатывая принципиально новомодный устройство действий по вектору государство-религиозные организации-общество.

ИА REGNUM: Вы недавно вдосталь справедливо отметили, что позиции радикалов и традиционалистов, которых «роднит цель шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений», мало-помалу сближаются (в Татарстане такого покамест не происходит). Это в высшей степени многозначащий момент, демонстрирующий истинную сила исламской идеологии, претендующей на победу в мировом масштабе (для начала пусть бы бы на «мусульманских землях»). Не вынудит ли сей случай страна начать целенаправленную войну с исламом как таковым?

Ошибаетесь, то есть в Татарстане это и происходит, отличие покамест только в форме проявления. В данном случае очень смотреть картину исламизации Татарстана по плану организации » Хизб ут-Тахрир » — в будущем структура в Татарстане будит очень другим. Скорее всего, это будит свободный шариат, то глотать бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, ужасно близкое к исламу Турции. некоторый эксперты склоны дозволять разные оценки татарскому исламу, я же основываюсь на всех мнениях, Но базируюсь только на мониторинге молодежной среды, да как зa ними последнее слово. Я недавно говорил, что уму помрачение татарской молодежи проходило и проходит воспитание азам ислама в полевых лагерях по всему миру. как Вы думаете, что произойдет, Кагда они вернутся? Ведь преобладающий постулат, какой они изучили единодушно с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни — понятие борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, кроме только прочего, несет и меч ислама.

Как ни странно, вера быстрее побеждает на христианских землях. Лидерство изначально заложено в сути всякий идеологии, не только ислама. империя ни за что на свете не может начать войну с исламом, пускай бы бы потому, что вера — порция этого государства, и доля не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — ее необходимый атрибут. разница Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская пример ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же форма присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная форма поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама. Все занятие в том, что выговор при трактовке канонов, обрядов и догматики делается на другом, преимущественно в варианте борцов зa чистоту ислама и джихадистов.

ИА REGNUM: Насколько востребована ныне мусульманскими радикальными группировками идеология самопожертвования?

С точки зрения наступательного ислама, то кушать сторонников ваххабитского боевого крыла, будущее то есть зa этим способом ведения террористической деятельности. Поразительно, Но факт: происходит накопление доли присутствия женщин в терроризме. В наиболее масштабных акциях ставку прежде делают на мужчин, да как вкушать вероятность того, что женщина может не справиться с заданием амира в силу разнообразных причин, чаще только материнства. молоденький человек, воздерживающийся от запретных прелестей земных благ, мечтающий о вечной жизни в объятиях райской гурии, с легкостью поддается радикальной доктрине принятия смерти. маловато того, технологии вербовки в лавка шахидов достигли такого совершенства, что он считает огромный честью содержаться сторонником движения зa чистоту ислама, и что только он, а не кто-нибудь иной из огромного числа готовых расстаться с жизнью зa ислам, избран, что бы стоить максимально приближенным к Создателю.

На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ, а да видеоматериалы с порталов YouTube и RuTube, которые в обилии передают все прелести проводимых спецопераций. потреблять там и аудиостенограммы телефонных переговоров повстанцев, разумеется, свидетельствующие не в пользу государства. Эти и другие материалы радикально-информационного характера создают в умах молодого поколения способ героя-сопротивленца. дозволительно понимать видеозаписи о том, как погибающий моджахед, отстреливаясь, оставляет приказ своей жене, сестре, брату и другим, требуя непременно воспитать детей в шариате, обнаруживаться замуж сестру либо дитя только зa истинного мусульманина. Они неумолчно обновляются, пополняются новыми эпизодами. Вопрос, как эти записи туда попадают, остается открытым.

Естественно, с точки зрения молодого, начинающего понимать вера человека это выглядит правильно, преимущественно на фоне небывалой коррупции, жизненной роскоши политиков и чиновников, обеспеченности их семей и тухумов. действие в том, что в ближайшие десятилетия другой перспективы в Дагестане и в других регионах СКФО не видно. Вся это демагогия о борьбе с коррупцией не дает ничего, выключая увеличения ее масштаба, являясь своего рода рекламой либо прайс-листом для очередного увеличения ценовых ставок. мечта какая-то получается: в Дагестане борются с коррупцией, возглавляют различные комиссии, выступают инициаторами схем финансовой прозрачности, очищения рядов то есть те, который ее создают и сами являются первым очагом этой самой коррупции. Молодежь видит, что происходит, понимает, анализирует, и, к большому сожалению, делает коллекция осознанно, зная, какие последствия ожидают его и его семью. Тем не менее, они это делают.

Если закон дел ныне складывается так, значит, королевство на Северном Кавказе изо всех сил не дорабатывает, а по некоторым направлениям очень не работает. если мы будем глядеть значимые сектора, преимущественно сектор молодежной пропаганды, дозволительно смотреть и вредительство, подталкивающее молодежь к антигосударственным настроениям. В Дагестане остро ощущается нехватка специалистов по реализации идеологической составляющей государственной политики, а соответствующие места заняты некомпетентными работниками. кроме этого, некоторый из специалистов уехали в силу того, что не были востребованы, а оставшиеся не могут трудоустроиться или, к тому же хуже, попадают в информационные козни и разработки экстремистских онлайн-агентств. Про таких людей дозволено сказать, что даже ваххабитами они востребованы больше, нежели государством. некоторый из них уже убиты. Государственные идеологические структуры ныне просто битком, вдоль и поперек забиты родственниками действующих чиновников (племянники, шурины, зятья, сыновья, дочери, близкие, друзья и т.д.). Словом, лакомиться все, за вычетом тех, который нужен. Складывается мнение, что такой подход в подборе кадров не случаен. Клановость как политический уловка стал главенствовать во всем. об этом дозволено выражать и строчить бесконечно, настолько актуальна данная тема, Но давайте остановимся, а то мы перейдем дозволенные в Дагестане границы общения.

ИА REGNUM: как вы считаете, дозволено ли «реализовать себя в качестве мусульманина» в условиях светского российского государства, либо для этого надо «выходить на джихад», делать хиджру в Саудовскую Аравию, делать некоторый действия, к которым призывают исламисты?

Можно. Возьмем, к примеру, малазийскую, индонезийскую либо турецкую образец политического устройства страны, где соединение демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и теснить конструктивный стиль мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием «евроислам». А воспитывать на джихад как на войну со своим нафсом (эго) нуждаться В любое время — это требование, закрепленное в священном писании. Джихад, как его некоторый понимают — это не борьба с себе подобными, а стиль жизни, при котором мусульманин должен побороть все свои дурные привычки, слабости, пороки. И исполнять путешествие в государство Саудитов тожественный необходимо, и это не требование исламистов, а 1 из самых важнейших столпов ислама, какой существовал всегда.

ИА REGNUM: Каково Ваше положение к закону «О запрете ваххабизма и другой экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»? На выше- взгляд, первый его недостача в том, что он не работает. напротив возражениям исламистов, юридические признаки обстановка к ваххабизму и иным экстремистским течениям совершенно дозволительно корректно сформулировать. вопрос в отсутствии неотвратимости наказания. как ее замышлять вкушать ли иные, зa исключением силовых, методы возвращения ваххабитов в правовое поле?

Этот принцип изначально не мог работать. как вместе дозволено сшибиться законом навстречу идеологии? если брать известный промежуток истории, то видно, что даже «святая» инквизиция безделица не смогла исполнять противу веры — настолько сильна нужда в ней человека. В данном случае некоторый светские и религиозные демагоги говорят, мол, нужно исполнять то, приходится исполнять это, а который будит работать который будит разбирать как общий различать, который ваххабит, а который нет, ведь по одной внешней атрибутике исполнять это нельзя Ну, побреют они бороды — как раз говоря, некоторый современные салафиты выглядят страшно респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, Но и в городах, краях, областях Центральной России.

Юридических признаков обстановка к ваххабизму не существует. Отслеживать каждого по выполнению ритуальной части тожественный невозможно, потому что около ваххабитов нет никакой разницы в проявлениях по отношению к верующим из других мусульманских течений, зa исключением шиитов, и то незначительно. Главное, нуждаться понимать, что ваххабизм — это до только мышление, идея, с которой ее любитель соглашаться по жизни, а тягаться с идеей можно, только дав другую, равноценную по значимости и по своей мощи. И ни за что на свете иначе. княжество уже перепробовало все — а толку все меньше, а их все больше.

Относительно наказания — как оштрафовывать человека, без устали готовящегося к смерти, самопожертвованию? В этом смысле он не ведает страха, и даже считает честью, избранностью такую погибель. начинать или что разбирать посмертно. Давайте посмотрим, что происходит: семья убитого сотрудника правоохранительных органов получает подмога государства, определенные льготы для детей, награды, материальные средства. А что получает семья убитого ваххабита, помимо преследований, изгнаний, постоянных обысков, арестов, общественного осуждения? И все и их становится больше с каждым днем. супруга убитого ваххабита видит своей главной целью выстоять, воспитывать детей-будущих моджахедов, и за этого она тожественный готова отдать свою жизнь, не задумываясь. как видите, королевство в конечном итоге будит вынуждено встречать механизмы возврата их в правовое поле. Это неизбежно, урок только во времени. Все проблемы Дагестана — в полном отсутствии государственно-конфессиональных отношений, а бес целевой политики в сфере религии успеха достичь просто невозможно.

ИА REGNUM: забота по адаптации бывших боевиков к мирной жизни первым делом отпустила под залог отца ростовского имама Наиля Бикмаева, решившего примкнуть к незаконным вооруженным формированиям, Но схваченного правоохранительными органами до совершения им тяжких преступлений. Получается, что взрослый «мальчик» (к тому же еще раз и духовное лицо…) может «поиграть» в ваххабита, побегав по городу с пистолетом, и ему зa это нуль не будет. Вице-премьер РД Ризван Курбанов еще раз и пригласил его поработать своим помощником по реабилитации бывших экстремистов. Нормально ли это? На выше- взгляд, подобное положение к бикмаевым только породит около них чувствование вседозволенности, причем весь оправданное. Какие надежды возлагаете Вы на эту комиссию?

На нынешний сутки особых успехов в деятельности этой комиссии не видно. Нет доверия со стороны тех, который обязан сдаться, джамаатов. Были и примеры, Кагда мертвое тело заявителя — того, который обратился в комиссию — находили после день со следами насильственной смерти. хотя бы чиновники утверждают о росте числа обращений, этому маловато который верит. груда шума наделала объявление по этому поводу члена комиссии, адвоката Расула Кадиева «Не пришло опять ее время» в федеральной газете «Настоящее время» №49 от 17 декабря 2010 года, где он ставит под колебание действующие механизмы и способы контактов с комиссией по адаптации боевиков. достоинство усугубляется и тем, что в самой джамаатовской среде соблазнять практически нельзя — ни с идеологической, ни с физической стороны. то есть по-этому да высок показатель смертности радикальной молодежи при сопротивлении органам правопорядка. На сайтах группы «Джамаат шариат» дозволено прочитать приказ радикалов к молодежи, в котором да стоймя и пишется: «Если ты молод и живешь в Дагестане, знай, ты непременно умрешь, да выбери достойную смерть, как приличествовать настоящему мужчине и истинному мусульманину». само собой разумеется же, мочь подчиняться таким призывам, и если ты молод, то непременно обязан питаться честно, имея ясный выраженную гражданскую позицию.

Что касается Наиля Бикмаева, то здесь заключение около всех однозначное: избранности в экстремизме содержаться не должно. Человек, какой пришел с оружием, должен ответить по закону. А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже часто поднимали проблему распространения радикализма между детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. чувство такое, что это никому не нужно. маловато того, некоторый уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. Нет единства и в духовной среде Республики Дагестан. около нас в республике даже отдельного органа по делам религий нет. Представляете, регион, где 96,5% населения составляют приверженцы ислама, не имеет собственного ведомства? снедать господство при министерстве по национальной политике, Но нет четкого разделения для решений религиозных вопросов, все решается вместе с другими проблемами. Абсурд, Но это так.

В последнее время религиозные процессы уже и объяснять боятся — даже те, который по долгу здание должен это делать. Здесь, в регионах, бывает непонятно, Кагда правитель РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе зa сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок или же донесений? Это же дозволено говорить и по позиции постпреда президента в СКФО Александра Хлопонина . Возможно, этих политиков умышленно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что человеки простой не владеют ситуацией, преимущественно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, а о присутствии государства в сфере религиозной политики весь утверждать не приходится. И это в то время, Кагда Северный Кавказ, и Дагестан особенно, назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает, что экспансия в отношении нас будит только увеличиваться, следовательно, нужны кардинальные меры в политике, экономике, религии. бес этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.

ИА REGNUM: Вы считаете, что с исламистами нуждаться работать, водить с ними диалог. Но в чем цель этого диалога, если даже умеренные исламисты отрицают ценности светского государства и имеют намерения заменить его исламским? Очевидно, что совместить теократический и вежливый мечта невозможно, и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. да о чем пойдет разговор?

Иного не дано: конечно, делать нужно, и разговор необходим как воздух. что опять надо убить молодых ребят и с той, и с этой стороны? Такие подходы порождают гнев граждан, а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей начальство и при малейшей возможности непременно возьмутся зa оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового так себ е нет. урок в другом, а то есть в сочетании светского и шариатского. нуждаться разработать их симбиоз. некоторый светские законы снова в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. сообразно вашей логике, соперничество с экстремизмом и терроризмом должна ходить вечно, Но в то время никого не останется. И биться будит некому и не с кем.

Существующие ныне полувоенные процессы порождают снова большие и изощренные формы коррупции, способные поглотить половину бюджета республики, страны. как прикажете питаться в такой ситуации? Естественно, будит миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые тожественный будут звать очаги межнациональной и преимущественно межконфессиональной напряженности. катастрофа кроме и в том, что нет специалистов, а те, которые были, — уволены, сокращены, переведены в другие организации и на очень некоторый участки работы. В Дагестане некому жить переговоры, и молодежь ныне маловато кому подчиняется, а люди, которые теперь занимаются идеологий со стороны государства, не авторитетны и абсолютно некомпетентны, к большому сожалению. На Кавказе вкушать хорошая присказка — какой угодно столкновение заканчивается зa столом переговоров, зa чашечкой чая. Будем ждать.

Итак, о чем пойдет беседа Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — надобно дать всем мочь равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить существо религиозных организаций согласие действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация бес соблюдения определенных, не предписанных законом действий, непременно согласование с одной бесконечно влиятельной общественной, религиозной организацией). Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии, а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу обстановка к некоторый вере. Вот примерный список тем для обсуждения. Их дозволено профессионально и юридически корректно доработать. Конечно, это не даст мгновенных результатов, поскольку время упущено, Но зато положит зачаток переговорам, создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.

ИА REGNUM: Вообще-то, говоря, что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции, я не мало погрешила напротив истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане, представители светской точки зрения прогрессивно сдаются под натиском агрессивного исламизма. Общественная дискуссия — причем то есть в светских, а не в исламских СМИ — ведется, к примеру, не о том, нужен ли республике шариат, а о сроках введения в правовую практику тех или же иных его норм. Не вызывает сомнений, что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации, являющейся, напомню, светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту риск и как оно намерено с ней драться Кстати, как Вы оцениваете возможную занятие и помещение шариата в условиях современного Дагестана (понятно, что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места около него нет и обретаться не может)?

Если кушать нужда населения в шариате, то запрещать должен идейным установкам Господа ни одна душа не может и не в силах. Значит, благоразумный подход с моей точки зрения может продолжаться только 1 — соединение мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен, что около нас вера отделена от государства, Но надо добро бы бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. жениться Казахстан — это чрезвычайно динамично развивающаяся страна, потому что правитель Назарбаев нашел постоянный дорога светского управления с элементами мусульманского законодательства, и в идеологическом плане около них складывается возвышенный порядок. А что получается около нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем, отступаем обратно аллюр зa шагом.

Очевидно, что действующая российская пример далека от совершенства, значит, нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем, республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру населять на основе модернизованной конституции, подогнав сей главенствующий бумага под туземный цвет потреблять в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и да живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы. надо только профессионально разработать сей подход. Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. обязательно нужно да понимать, что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики, и она систематически выходит зa рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.

ИА REGNUM: В исламе, в различие от христианства, нет разделения на «Богу — Богово, кесарю — кесарево», то лакомиться собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке питаться реалиями века XIII-го, видя единственное освобождение (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не пора ли осадить, причем в масштабах всей страны, клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами», обязательными платками и прочим?

Зачем? если лицо хочет перемещать платок, то какой может этому помешать? Дайте человеку выбор. К большому сожалению, Вы неправильно понимаете соль ислама. В исламе нет понятия времени. какой бы ни был век, и даже сквозь некоторый тысячелетия, вера останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его суть различие от других вероисповеданий. скатерть — это наружный атрибут, который, как вы знаете, и в православии одинаковый присутствует. если не нравится, не носите, все предельно просто. Но что производить тем, который не хочет шагать с открытой головой, как им быть, что дозволительно предложить в награду отповедь — ничего, нет другого аксессуара, какой бы да же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям, то запретов красоваться не может. Хорошо, теперь запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра, вот в чем дилемма На запретах в некотором расстоянии не уедешь. В такой ситуации необходима идейная приготовление народа со стороны государства. На выше- взгляд, должны развертываться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием дозволено улучшить и усилить развитие как религиозных организаций, да и гражданских институтов, а и патриотических настроений в целом. теперь в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы, Но нет локомотива, что должен удаваться сей толстый багаж вперед. при нынешнем политическом раскладе — он вероятно не ли появится.

Соглашусь, что наше королевство (в том числе область общественной морали), находится, мягко говоря, не в лучшей форме. при всем том силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации, порождая огромное число лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким Вы видите приговор этой проблемы?

Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, наука весь отсутствует. если да будит продолжаться, не нужен никакой терроризм, мы сами себя уничтожим. В отдельных странах, и хроника тому свидетель, лакомиться примеры, Кагда благое насаждалось силовым путем, и это после давало неплохие результаты. Я не любитель таких подходов, Но вещь определенно должно делать. Те, который обязан высказывать свои суждения, взгляды на те или же некоторый вещи, преимущественно общественные деятели, уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают кончить земное поприще при загадочных обстоятельствах. через силу почасту звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что соглашаться плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию, покамест кулуарно, что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин», отличающиеся весьма высокой токсичностью.

Сейчас, на выше- взгляд, вся страда должна иметь нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. надо мешать использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи, и, если для этого надо принуждать прямое президентское власть — исполнять это, да как местные начальник не в состоянии что-либо изменить.

ИА REGNUM: Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять исламистской идеологии может как только другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный вера не способен представить такую альтернативу (во всяком случае, этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология иметь место светской или же религиозная составляющая — ее вежливый атрибут?

Никакая светская идеология николи не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи одинаковый нет — ни в природе, ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант, при котором дозволительно выработать урочный книга на базе отдельно значимых норм поведения всех религий бес исключения, а да всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить, Но эту идею впервые озвучил глава шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи вдобавок в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. Удивительно, что персона радикальной формации предложил идею такой уловка компромисса для человечества. Почему я привел то есть сей образец как видите, даже талибы задумывались о том, как построить идеальный план правления. Мы будем вынуждены рыться принципиально новые формы сотрудничества — и светского, и конфессионального. Что касается традиционного ислама, здесь обязательно нужно четко говорить правду: он не только не справляется, Но частично и самовластно вливается в салафизм. Это дозволительно видеть на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. да что с уверенностью могу говорить — духовный компонент употреблять его откровенный атрибут.

Яна Амелина