Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, систем
Религиозно-политическая обстановка в Дагестане вызывает серьезные опасения. о государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и исламизма рассказывает учитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, критик Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
ИА REGNUM: Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать мой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. господство передается по наследству. Бизнес в разнообразных отраслях стал семейным. некоторый престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции — молодежь, не видя будущего, покидает республику.
Кроме быстрого развития ваххабизма, вдобавок более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив — говорю вам это как знаток по религиозно-политическому исламу. А все эти сплетня про инвестиции, которые продолжаются из возраст в год, да и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде «немецкой деревни». маловато около кого хватает мужества заявить об этом открыто. человеки погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают бес вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это — нынешний Дагестан…
ИА REGNUM: Имея мочь сравнивать, хочу заметить, что в среднем — и это бросается в глаза — в Дагестане живут гораздо зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. все ни одна душа не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика — в отдалении не суть Насколько важен благочестивый причина в формировании мотивации «лесных» и исламистов вообще?
Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что человеки в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на шаг вперед положения. разность в доходах посреди богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может казаться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.
Религиозный причина — основа происходящего в среде подростковой молодежи и преимущественно в мотивации «лесных братьев». Но давайте проясним, что мы понимаем под «лесными». Это совсем не означает, что они бегают по лесам — нет, они, да же, как и мы с вами, живут в селах, городах и больших мегаполисах. «Лесными» могут быть ваши соседи в любом регионе страны либо мира. Это мысль планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный вера стал только как только формой социального протеста. некоторый специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. действительно полагают, что, если бы не было ваххабизма, непременно нашли бы иную форму, Но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и ни один человек не предлагает принципиально другую пример самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.
Обратите внимание, вера больше прогрессирует то есть в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она точный не изучена. Посмотрите сводки по терактам — там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских — бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось слово «русские джамааты». очень на днях я подготовил публикацию по «русским джамаатам» для одной из бельгийских газет — поверьте мне, около них те же проблемы, что и около нас, это сделка тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут несравненно быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.
ИА REGNUM: Обосновано ли мнение, согласие которому исламисты — это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?
Глубочайшее погрешность — принуждать криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой грабитель не отдаст свою жизнь, отродясь не пожертвует ею ни зa какие деньги, да как основная мишень бандитизма — заработок, а здесь ум в господстве арабского языка в планетарном масштабе.
Сейчас, на выше- взгляд, главная урок федеральных органов — не дать радикализму кончаться зa пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную порция СНГ и Прибалтику.
ИА REGNUM: как сказывается лишение четко обозначенной позиции органов начальник республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?
Политика заигрывания начальник с религиозными организациями в прошлом вела чуть к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.
В районах, где изо всех сил действие мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные начальство закрывают глаза на те либо некоторый нарушения законодательства со стороны религиозных объединений или же представителей духовенства, что бы не входить в столкновение с влиятельным духовным лицом и его окружением. часто от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации тово или же иного человека на государственные либо муниципальные должности на местах. при этом некоторый местные руководители умышленно афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты непременно ведут к клерикализации дагестанского общества.
Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на недостаток грубых нападок, проступает уже явственно. бес защиты светских основ положение дагестанского общества, преимущественно в сельской местности, будит все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.
ИА REGNUM: Мы почасту слышим, что вера является религией мира и добра (с чем невозможно не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование «своей борьбы» религиозные экстремисты обращаются то есть к исламу в его радикальной версии? Не повторение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?
Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и поглощать главный причина привлечения молодежи, Но самое суть — это проповедуемое ими строжайшее единобожие — таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и бес тово недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, Но и считается «харамом», т.е. очень недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. некоторый религиозные авторитеты из числа руководителей совершенно настроенных общин говорят: «Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что бог подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии бес мечей и воинов». Процессы исламизации по всему миру всерьез активизированы, растет цифра новоиспеченных мусульман, преимущественно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России обстановка кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. безусловный расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. по-этому учреждение джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что одинаковый является успешным подходом.
Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме — В любое время будит быть доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, Но он и наводит и на столкновение интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. кроме спецопераций, режимов который и только прочего, соискание с экстремизмом и преимущественно с терроризмом — это вдобавок и огромные деньги, чаще только бесконтрольные, и мы не должны упускать из памяти об этом. далеко странно, Кагда только не мало личность почти что целые день держат фронтальную оборону визави регулярных войск МВД . Заметьте, фраза соглашаться о молодых парнях и девушках, которые и в армии опять не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где следствие К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это весьма серьезная делание для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.
ИА REGNUM: В чем происхождение привлекательности исламизма, жестко регулирующего все стороны человеческой жизни (в том числе сексуальную — очень странно, что молодежь с этим соглашается)? Вы недавно упоминали об «особой энергетике» салафизма — весь согласна, и с нашей, православной точки зрения эта «энергетика» именуется бесовщиной. как «это» называется «по-вашему»?
Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно — наоборот, молодежь четко осознает мой выбор. Им давным-давно надоел тот сериальный стиль золотого мальчика — преуспевающего кокаинщика, какой навязывает федеральное телевидение. Они совсем не желают мчаться по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это нетерпение определенной части молодежи СКФО, которая далеко во всю мочь превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.
Относительно другой части вопроса — я лучший раз слышу, что салафизм дозволено верстать с бесовщиной. Энергетика салафизма — в его притягательности, простоте (его называют народным за отсутствия многих нововведений — бида). Салафизм, как ход внутри суннитского ислама, не позволяет мусульманину излишества, призывает почитать другие конфессии и составлять примером для других и в жизни, и в ритуальной части. очень другое суд то, в какой форме это до нас дошло и как проявляется. Ведь в самих исламских странах и преимущественно султанатах никакой религиозной агрессии нет — да почему мы в России не можем гнездиться в мире и согласии? Конечно, каждый, который исповедует ту или же иную религию, хочет зреть всех то есть в своей пастве, и это нормально. просто всем приходится задуматься, что вкушать и другие взгляды — снедать атеизм, поглощать другие веры. Нужен баланс, и вот здесь необходимы механизмы компетентного регулирования, то глотать государственно-конфессиональные отношения.
Отношение не только к отрицательному, а ко всему, что нас окружает, выражено в послании Творца к каждому верующему: «Нет речи прекраснее того, который призывает к Аллаху, творит благие история и говорит — я из мусульман» (Сура «Разъяснены», аят 33). В этом аяте отражается истинное наличность мусульманина, то, каким он обязан быть, сама главное ислама.
ИА REGNUM: Почему традиционный вера — в дагестанском случае, суфизм — проигрывает битву зa сердца молодежи? Чего ему не хватает, что бы составить реальную конкуренцию радикалам?
Традиционные формы религии проигрывают везде, и не только в исламе, за отсутствия модернизации с точки зрения упрощения обрядности, а и постоянного соглашательства со светскими нормами и многим другим. Но самое важное — это их замкнутость. Нет идейной подпитки, что бы обновиться, все застоялось. Сегодняшняя молодежь не та, что раньше — простыми проповедями привести ее в углубление религии очень затруднительно, а иногда и весь невозможно. Говоря современным языком молодежного сленга, нужен протест, драйв, креатив, нужен релакс, сей табель дозволительно продолжать сколь угодно, да как потребности молодого человека в этом смысле нескончаемы. А в настоящее время обратите внимание, что происходит в это время на второй стороне. Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное избавление от мирских благ. Пусть наши читатели не подумают, что это объявление ваххабизма, желание я и не могу передать всю остроту их ощущений, потому что не являюсь таковым. Это только результаты многочисленных бесед с молодыми людьми, студентами, старшеклассниками, мониторинга их взглядов и взаимоотношений к религии.
Возьмем православие: почему РПЦ не может противостоять нетрадиционным религиозным организациям? Такого количества сект, как в России, нет нигде. или же же жениться несогласие внутри православия, Кагда священнослужители отходят от официальной христианской доктрины и создают свою церковь. Таких случаев в российском православии немало — побеждать добро бы бы историю с Диомидом, Виссарионом и т.д. Православная храм проигрывает на этом направлении по всем фронтам, сумма новых религиозных движений имеет постоянную динамику роста. А о разгуле протестантских течений я вместе молчу. быть да проблемы развития гомосексуальных взаимоотношений в среде православного монашества. как видно, это только только вершина айсберга. Проблем хватает во всех традиционных религиях, и здесь мы должны вместе заниматься и моделировать ситуацию в нужном направлении, лечить государству, разрабатывая принципиально последний уловка действий по вектору государство-религиозные организации-общество.
ИА REGNUM: Вы недавно совсем справедливо отметили, что позиции радикалов и традиционалистов, которых «роднит старание шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений», мало-помалу сближаются (в Татарстане такого покамест не происходит). Это непомерно многозначительный момент, демонстрирующий истинную эссенция исламской идеологии, претендующей на победу в мировом масштабе (для начала добро бы бы на «мусульманских землях»). Не вынудит ли сей быль империя начать целенаправленную войну с исламом как таковым?
Ошибаетесь, то есть в Татарстане это и происходит, различие покамест только в форме проявления. В данном случае запрещать судить картину исламизации Татарстана по плану организации » Хизб ут-Тахрир » — в будущем складка в Татарстане будит очень другим. Скорее всего, это будит свободный шариат, то вкушать бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, страшно близкое к исламу Турции. некоторый эксперты склоны даровать разные оценки татарскому исламу, я же основываюсь на всех мнениях, Но базируюсь только на мониторинге молодежной среды, да как зa ними последнее слово. Я недавно говорил, что бесчетное количество татарской молодежи проходило и проходит воспитание азам ислама в полевых лагерях по всему миру. как Вы думаете, что произойдет, Кагда они вернутся? Ведь первостатейный постулат, кто они изучили сообща с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни — понятие борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, кроме только прочего, несет и меч ислама.
Как ни странно, вера быстрее побеждает на христианских землях. Лидерство изначально заложено в сути какой угодно идеологии, не только ислама. королевство ни под каким видом не может начать войну с исламом, хоть бы потому, что вера — порцион этого государства, и деление не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — ее ласковый атрибут. разница Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская пример ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же форма присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная пример поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама. Все произведение в том, что выговор при трактовке канонов, обрядов и догматики делается на другом, преимущественно в варианте борцов зa чистоту ислама и джихадистов.
ИА REGNUM: Насколько востребована теперь мусульманскими радикальными группировками идеология самопожертвования?
С точки зрения наступательного ислама, то кушать сторонников ваххабитского боевого крыла, будущее то есть зa этим способом ведения террористической деятельности. Поразительно, Но факт: происходит нарастание доли присутствия женщин в терроризме. В наиболее масштабных акциях ставку прежде делают на мужчин, да как поглощать вероятность того, что женщина может не справиться с заданием амира в силу разнообразных причин, чаще только материнства. зеленый человек, воздерживающийся от запретных прелестей земных благ, мечтающий о вечной жизни в объятиях райской гурии, с легкостью поддается радикальной доктрине принятия смерти. маловато того, технологии вербовки в круг шахидов достигли такого совершенства, что он считает гигантский честью фигурировать сторонником движения зa чистоту ислама, и что только он, а не кто-нибудь новый из огромного числа готовых расстаться с жизнью зa ислам, избран, что бы становиться максимально приближенным к Создателю.
На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ, а да видеоматериалы с порталов YouTube и RuTube, которые в обилии передают все прелести проводимых спецопераций. питаться там и аудиостенограммы телефонных переговоров повстанцев, разумеется, свидетельствующие не в пользу государства. Эти и другие материалы радикально-информационного характера создают в умах молодого поколения стиль героя-сопротивленца. дозволительно понимать видеозаписи о том, как погибающий моджахед, отстреливаясь, оставляет приказ своей жене, сестре, брату и другим, требуя непременно воспитать детей в шариате, обнаруживаться замуж сестру либо дитя только зa истинного мусульманина. Они без устали обновляются, пополняются новыми эпизодами. Вопрос, как эти записи туда попадают, остается открытым.
Естественно, с точки зрения молодого, начинающего понимать вера человека это выглядит правильно, преимущественно на фоне небывалой коррупции, жизненной роскоши политиков и чиновников, обеспеченности их семей и тухумов. труд в том, что в ближайшие десятилетия другой перспективы в Дагестане и в других регионах СКФО не видно. Вся это демагогия о борьбе с коррупцией не дает ничего, исключая увеличения ее масштаба, являясь своего рода рекламой или же прайс-листом для очередного увеличения ценовых ставок. мечта какая-то получается: в Дагестане борются с коррупцией, возглавляют различные комиссии, выступают инициаторами схем финансовой прозрачности, очищения рядов то есть те, который ее создают и сами являются первым очагом этой самой коррупции. Молодежь видит, что происходит, понимает, анализирует, и, к большому сожалению, делает сортировка осознанно, зная, какие последствия ожидают его и его семью. Тем не менее, они это делают.
Если состояние дел теперь складывается так, значит, страна на Северном Кавказе здорово не дорабатывает, а по некоторым направлениям очень не работает. если мы будем заглядеться значимые сектора, преимущественно сектор молодежной пропаганды, дозволено заботиться и вредительство, подталкивающее молодежь к антигосударственным настроениям. В Дагестане остро ощущается нехватка специалистов по реализации идеологической составляющей государственной политики, а соответствующие места заняты некомпетентными работниками. кроме этого, некоторый из специалистов уехали в силу того, что не были востребованы, а оставшиеся не могут трудоустроиться или, снова хуже, попадают в информационные путы и разработки экстремистских онлайн-агентств. Про таких людей дозволительно сказать, что даже ваххабитами они востребованы больше, нежели государством. некоторый из них уже убиты. Государственные идеологические структуры ныне просто битком, вдоль и поперек забиты родственниками действующих чиновников (племянники, шурины, зятья, сыновья, дочери, близкие, друзья и т.д.). Словом, потреблять все, за исключением тех, который нужен. Складывается мнение, что такой подход в подборе кадров не случаен. Клановость как политический устройство стал господствовать во всем. об этом дозволено выражать и чертить бесконечно, настолько актуальна данная тема, Но давайте остановимся, а то мы перейдем дозволенные в Дагестане границы общения.
ИА REGNUM: как вы считаете, дозволительно ли «реализовать себя в качестве мусульманина» в условиях светского российского государства, либо для этого обязательно нужно «выходить на джихад», делать хиджру в Саудовскую Аравию, делать некоторый действия, к которым призывают исламисты?
Можно. Возьмем, к примеру, малазийскую, индонезийскую либо турецкую форма политического устройства страны, где соединение демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и вкушать конструктивный икона мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием «евроислам». А воспитывать на джихад как на войну со своим нафсом (эго) надо В любое время — это требование, закрепленное в священном писании. Джихад, как его некоторый понимают — это не борьба с себе подобными, а лик жизни, при котором мусульманин должен побороть все свои дурные привычки, слабости, пороки. И делать путешествие в государство Саудитов тожественный необходимо, и это не требование исламистов, а 1 из самых важнейших столпов ислама, кто существовал всегда.
ИА REGNUM: Каково Ваше приказ к закону «О запрете ваххабизма и другой экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»? На выше- взгляд, генеральный его недосмотр в том, что он не работает. напротив возражениям исламистов, юридические признаки обстановка к ваххабизму и иным экстремистским течениям совершенно дозволительно корректно сформулировать. задача в отсутствии неотвратимости наказания. как ее разгадывать теснить ли иные, зa исключением силовых, методы возвращения ваххабитов в правовое поле?
Этот постановление изначально не мог работать. как весь дозволительно драться законом насупротив идеологии? если побеждать данный промежуток истории, то видно, что даже «святая» инквизиция нуль не смогла исполнять противу веры — настолько сильна нужда в ней человека. В данном случае некоторый светские и религиозные демагоги говорят, мол, требуется исполнять то, надлежит исполнять это, а который будит создавать который будит рассуждать как весь различать, который ваххабит, а который нет, ведь по одной внешней атрибутике исполнять это возможности нет Ну, побреют они бороды — в самую пору говоря, некоторый современные салафиты выглядят крайне респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, Но и в городах, краях, областях Центральной России.
Юридических признаков обстановка к ваххабизму не существует. Отслеживать каждого по выполнению ритуальной части тожественный невозможно, потому что около ваххабитов нет никакой разницы в проявлениях по отношению к верующим из других мусульманских течений, зa исключением шиитов, и то незначительно. Главное, надо понимать, что ваххабизм — это заранее только мышление, идея, с которой ее любитель соглашаться по жизни, а состязаться с идеей можно, только дав другую, равноценную по значимости и по своей мощи. И ни за какие благополучия иначе. страна уже перепробовало все — а толку все меньше, а их все больше.
Относительно наказания — как учить человека, неустанно готовящегося к смерти, самопожертвованию? В этом смысле он не ведает страха, и даже считает честью, избранностью такую погибель. начинать что ли что выводить посмертно. Давайте посмотрим, что происходит: семья убитого сотрудника правоохранительных органов получает услуга государства, определенные льготы для детей, награды, материальные средства. А что получает семья убитого ваххабита, исключая преследований, изгнаний, постоянных обысков, арестов, общественного осуждения? И все и их становится больше с каждым днем. баба убитого ваххабита видит своей главной целью выстоять, воспитывать детей-будущих моджахедов, и за этого она одинаковый готова отдать свою жизнь, не задумываясь. как видите, империя в конечном итоге будит вынуждено встречать механизмы возврата их в правовое поле. Это неизбежно, альтернатива только во времени. Все проблемы Дагестана — в полном отсутствии государственно-конфессиональных отношений, а бес целевой политики в сфере религии успеха достичь просто невозможно.
ИА REGNUM: поручение по адаптации бывших боевиков к мирной жизни первым делом отпустила под залог отца ростовского имама Наиля Бикмаева, решившего примкнуть к незаконным вооруженным формированиям, Но схваченного правоохранительными органами до совершения им тяжких преступлений. Получается, что взрослый «мальчик» (к тому же еще раз и духовное лицо…) может «поиграть» в ваххабита, побегав по городу с пистолетом, и ему зa это нуль не будет. Вице-премьер РД Ризван Курбанов паки и пригласил его поработать своим помощником по реабилитации бывших экстремистов. Нормально ли это? На выше- взгляд, подобное приказ к бикмаевым только породит около них чувствование вседозволенности, причем весь оправданное. Какие надежды возлагаете Вы на эту комиссию?
На нынешний погода особых успехов в деятельности этой комиссии не видно. Нет доверия со стороны тех, который обязан сдаться, джамаатов. Были да примеры, Кагда мертвое тело заявителя — того, который обратился в комиссию — находили после день со следами насильственной смерти. хоть чиновники утверждают о росте числа обращений, этому маловато который верит. масса шума наделала объявление по этому поводу члена комиссии, адвоката Расула Кадиева «Не пришло к тому же ее время» в федеральной газете «Настоящее время» №49 от 17 декабря 2010 года, где он ставит под раздумье действующие механизмы и способы контактов с комиссией по адаптации боевиков. поза усугубляется и тем, что в самой джамаатовской среде соблазнять практически мочь — ни с идеологической, ни с физической стороны. то есть по-этому да высок показатель смертности радикальной молодежи при сопротивлении органам правопорядка. На сайтах группы «Джамаат шариат» дозволительно прочитать приказ радикалов к молодежи, в котором да неуклонно и пишется: «Если ты молод и живешь в Дагестане, знай, ты непременно умрешь, да выбери достойную смерть, как приличествовать настоящему мужчине и истинному мусульманину». очевидно же, отрицание согласный таким призывам, и если ты молод, то непременно обязан квартировать честно, имея ясный выраженную гражданскую позицию.
Что касается Наиля Бикмаева, то здесь воззрение около всех однозначное: избранности в экстремизме попадать не должно. Человек, кто пришел с оружием, должен ответить по закону. А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже часто поднимали проблему распространения радикализма между детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. чувство такое, что это никому не нужно. маловато того, некоторый уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. Нет единства и в духовной среде Республики Дагестан. около нас в республике даже отдельного органа по делам религий нет. Представляете, регион, где 96,5% населения составляют приверженцы ислама, не имеет собственного ведомства? употреблять господство при министерстве по национальной политике, Но нет четкого разделения для решений религиозных вопросов, все решается вместе с другими проблемами. Абсурд, Но это так.
В последнее время религиозные процессы уже и объяснять боятся — даже те, который по долгу здание должен это делать. Здесь, в регионах, бывает непонятно, Кагда правитель РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе зa сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок или же донесений? Это же дозволено говорить и по позиции постпреда президента в СКФО Александра Хлопонина . Возможно, этих политиков умышленно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что человеки простой не владеют ситуацией, преимущественно в части регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, а о присутствии государства в сфере религиозной политики весь утверждать не приходится. И это в то время, Кагда Северный Кавказ, и Дагестан особенно, назван зоной жизненных интересов всех развитых государств. Это означает, что экспансия в отношении нас будит только увеличиваться, следовательно, нужны кардинальные меры в политике, экономике, религии. бес этого Россию на Северном Кавказе ждет печальное будущее.
ИА REGNUM: Вы считаете, что с исламистами нуждаться работать, водить с ними диалог. Но в чем цель этого диалога, если даже умеренные исламисты отрицают ценности светского государства и имеют намерения заменить его исламским? Очевидно, что совместить теократический и вежливый совершенство невозможно, и ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции. да о чем пойдет разговор?
Иного не дано: конечно, заниматься нужно, и разговор необходим как воздух. что к тому же нуждаться убить молодых ребят и с той, и с этой стороны? Такие подходы порождают гнев граждан, а родственники убитых становятся убежденными врагами действующей начальство и при малейшей возможности непременно возьмутся зa оружие. Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового шиш нет. задание в другом, а то есть в сочетании светского и шариатского. надо разработать их симбиоз. некоторый светские законы кроме в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. согласие вашей логике, борение с экстремизмом и терроризмом должна двигаться вечно, Но в то время никого не останется. И ратоборствовать будит некому и не с кем.
Существующие ныне полувоенные процессы порождают кроме большие и изощренные формы коррупции, способные поглотить половину бюджета республики, страны. как прикажете ютиться в такой ситуации? Естественно, будит миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые тожественный будут причинять очаги межнациональной и преимущественно межконфессиональной напряженности. гроза опять и в том, что нет специалистов, а те, которые были, — уволены, сокращены, переведены в другие организации и на очень некоторый участки работы. В Дагестане некому жить переговоры, и молодежь теперь маловато кому подчиняется, а люди, которые теперь занимаются идеологий со стороны государства, не авторитетны и абсолютно некомпетентны, к большому сожалению. На Кавказе употреблять хорошая изречение — всякий столкновение заканчивается зa столом переговоров, зa чашечкой чая. Будем ждать.
Итак, о чем пойдет совещание Первое — об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе — требуется дать всем мочь равноправного участия в выборных компаниях. Разрешить произведение религиозных организаций согласие действующему российскому законодательству (в Дагестане невозможна их регистрация бес соблюдения определенных, не предписанных законом действий, непременно согласование с одной ужасно влиятельной общественной, религиозной организацией). Дать свободу вероисповедания и свободного выбора религии, а не ее навязывания. Дать гарантии отмены преследований по принципу обстановка к некоторый вере. Вот примерный список тем для обсуждения. Их дозволительно профессионально и юридически корректно доработать. Конечно, это не даст мгновенных результатов, поскольку время упущено, Но зато положит происхождение переговорам, создаст определенную базу для этого и найдет своих сторонников.
ИА REGNUM: Вообще-то, говоря, что ни одна из сторон не готова смягчить свои позиции, я не мало погрешила насупротив истины. Судя по местной прессе и общей оценке ситуации в Дагестане, представители светской точки зрения помаленьку сдаются под натиском агрессивного исламизма. Общественная дискуссия — причем то есть в светских, а не в исламских СМИ — ведется, к примеру, не о том, нужен ли республике шариат, а о сроках введения в правовую практику тех или же иных его норм. Не вызывает сомнений, что эти процессы подрывают конституционные основы Российской Федерации, являющейся, напомню, светским государством. Осознает ли дагестанское руководство эту кризис и как оно намерено с ней сцепиться с кем Кстати, как Вы оцениваете возможную занятие и площадь шариата в условиях современного Дагестана (понятно, что в рамках действующей Конституции ни роли, ни места около него нет и содержаться не может)?
Если вкушать нужда населения в шариате, то нельзя заслуга идейным установкам Господа ни один человек не может и не в силах. Значит, смышленый подход с моей точки зрения может присутствовать только 1 — соединение мусульманского кодекса с Конституцией. Согласен, что около нас вера отделена от государства, Но нуждаться пускай бы бы в рамках правового эксперимента создать условия для реализации таких механизмов. брать Казахстан — это несказанно динамично развивающаяся страна, потому что правитель Назарбаев нашел точный ход светского управления с элементами мусульманского законодательства, и в идеологическом плане около них складывается возвышенный порядок. А что получается около нас? Барахтаемся на месте уже десятки лет, а по многим моментам государственного устройства даже регрессируем, отступаем вспять па зa шагом.
Очевидно, что действующая российская пример далека от совершенства, значит, нужны юридические новации. Почему бы не дать, скажем, республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру коснеть на основе модернизованной конституции, подогнав сей главенствующий свидетельство под туземный цвет лакомиться в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и да живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы. надо только профессионально разработать сей подход. Все остальные показали свою неэффективность и стали по большей части проектами для укрепления коррупции на местном и федеральном уровне. надо да понимать, что на Северном Кавказе и конкретно в Дагестане существует жесткая цензура в отношении наиболее чувствительных сторон жизни республики, и она прогрессивно выходит зa рамки данных тем, охватывая все стороны общественной и политической жизни.
ИА REGNUM: В исламе, в различие от христианства, нет разделения на «Богу — Богово, кесарю — кесарево», то поглощать собственно религиозную и социально-политическую части. Но уместно ли в XXI веке зимовать реалиями века XIII-го, видя единственное избавление (чего? от чего?) в предельной регламентации личной и общественной жизни? Не пора ли осадить, причем в масштабах всей страны, клерикализм любого толка со всеми его «дресс-кодами», обязательными платками и прочим?
Зачем? если лицо хочет надевать платок, то какой запрещение может этому помешать? Дайте человеку выбор. К большому сожалению, Вы неправильно понимаете секрет ислама. В исламе нет понятия времени. какой бы ни был век, и даже сквозь некоторый тысячелетия, вера останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его суть разница от других вероисповеданий. скатерть — это показный атрибут, который, как вы знаете, и в православии тожественный присутствует. если не нравится, не носите, все предельно просто. Но что исполнять тем, который не хочет разгуливать с открытой головой, как им быть, что дозволено предложить вместо отказ — ничего, нет другого аксессуара, кто бы да же широко применялся. И потом, если мы тянемся к либеральным ценностям, то запретов являться не может. Хорошо, теперь запретили это, завтра другое — что запретим послезавтра, вот в чем проблема На запретах очень не уедешь. В такой ситуации необходима идейная приготовление народа со стороны государства. На выше- взгляд, должны развертываться партнерские отношения со стороны верующих граждан в отношении государства и государства — к верующим. Только таким постоянным взаимодействием дозволено улучшить и усилить развитие как религиозных организаций, да и гражданских институтов, а и патриотических настроений в целом. теперь в нашем государстве все это отсутствует. Условия созданы, Но нет локомотива, что должен удаваться сей полновесный багаж вперед. при нынешнем политическом раскладе — он навряд ли появится.
Соглашусь, что наше империя (в том числе область общественной морали), находится, мягко говоря, не в лучшей форме. тем не менее силовое навязывание «благочестивости» приведет только к ухудшению ситуации, порождая огромное наличность лицемеров (мы прекрасно видим это на примере соседней Чечни). Каким Вы видите приговор этой проблемы?
Не в лучшей форме — это мягко сказано. В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, наука весь отсутствует. если да будит продолжаться, не нужен никакой терроризм, мы сами себя уничтожим. В отдельных странах, и скандал тому свидетель, кушать примеры, Кагда благое насаждалось силовым путем, и это после давало неплохие результаты. Я не любитель таких подходов, Но вещь определенно надобно делать. Те, который обязан высказывать свои суждения, взгляды на те или же некоторый вещи, преимущественно общественные деятели, уже боятся что-либо сказать. А некоторые общественники умерли и продолжают защищать при загадочных обстоятельствах. через силу почасту звучит диагноз «остановка сердца». В джамаатовской среде упорно распространяются слухи о том, что соглашаться плановое отравление «несогласных» сильнодействующими препаратами. Выдвигают версию, покамест кулуарно, что используются яды растительного происхождения подгруппы «рицин», отличающиеся крайне высокой токсичностью.
Сейчас, на выше- взгляд, вся изделие должна содержаться нацелена на пропаганду конституционного порядка в молодежной среде. нуждаться мешать использование невинной молодежи в деструктивных целях, создать все условия для самореализации молодежи, и, если для этого обязательно нужно водить прямое президентское власть — исполнять это, да как местные власть не в состоянии что-либо изменить.
ИА REGNUM: Известные российские специалисты в области борьбы с экстремизмом солидарны в том, что действенно противостоять исламистской идеологии может как только другая идеология с сопоставимой идейной мощью. Уже ясно, что традиционный вера не способен представить такую альтернативу (во всяком случае, этого до сих пор не произошло). Может ли подобная идеология существовать светской или же религиозная составляющая — ее необходимый атрибут?
Никакая светская идеология отродясь не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи тожественный нет — ни в природе, ни в недрах человеческого сознания. Возможен вариант, при котором дозволительно выработать данный книга на базе отдельно значимых норм поведения всех религий бес исключения, а да всех светских форм, и применить его в модели государственного устройства. Трудно поверить, Но эту идею впервые озвучил глава шариатской канцелярии премьер-министра движения Талибан Мухтазар Масуд в 1993 году, будучи опять в чине главы штаб-квартиры талибов в Мазари-Шарифе. Удивительно, что индивид радикальной формации предложил идею такой устройство компромисса для человечества. Почему я привел то есть сей образчик как видите, даже талибы задумывались о том, как построить полный намерение правления. Мы будем вынуждены перебирать принципиально новые формы сотрудничества — и светского, и конфессионального. Что касается традиционного ислама, здесь обязательно нужно четко говорить правду: он не только не справляется, Но частично и лично вливается в салафизм. Это дозволительно видеть на примере перехода мюридов в ваххабитские братства. да что с уверенностью могу говорить — благочестивый компонент вкушать его настоящий атрибут.
Яна Амелина