Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на VIII Красноярском экономическом форуме

Выступление А.Л.Кудрина:Уважаемые участники форума, уважаемые друзья!Мне нравиться выступить на этом форуме, выступаю здесь впервые. Помню, как три возраст вспять опять соперник в Президенты Д.А.Мед

Выступление А.Л.Кудрина:

Уважаемые участники форума, уважаемые друзья!

Мне нравиться выступить на этом форуме, выступаю здесь впервые. Помню, как три возраст вспять снова ждать в Президенты Д.А.Медведев выступил здесь и провозгласил концепцию «Четырех И». Институты, Инфраструктура, Инновации и Инвестиции. Эти лозунги актуальны и сейчас. Нам надо обсудить, как реализовать сподряд эти идеи, которые абсолютно верны, Но мы опять не до конца прошли дорога их реализации. к тому же было сказано, что воля лучше, чем несвобода. В этом вопросе нам опять ворох надо пройти, поскольку вопросы, связанные с посткризисной экономической политикой, будут осмеливаться в период, Кагда нам предстоят парламентские выборы. А в следующем нам предстоят президентские выборы.

Важно, что бы сообщество осознало, что эти выборы станут тестом. Смотром тех дел, которые осуществляет власть. что бы сами выборы были справедливыми и честными, что бы на них были представлены все ведущие политические силы общества. Только это даст мандат доверия, что необходим для проведения экономических реформ. если утвердится недоверие, то о ту пору и наши задачи не будут выполнены в полной мере.

В этом году власть уже проводит экономическую политику бес антикризисной программы. Мы перешли к плановой постоянной работе. около нас завершились отчеты предварительно Думой по особым полномочиям Правительства, которые мы просили на промежуток кризиса на 2 года. Мы должны продемонстрировать, что хотим отказаться от модели, которая была до кризиса, от которой, думаю, некоторый здесь хотели бы отказаться. Новую образец и политику нам опять предстоит выработать, сформировать. Постараюсь теперь обретаться довольно откровенным и посвятить вас в некоторые вопросы «кухни» работы Правительства. То, о чем нам приходится говорить, на что упражняться поправки, что учитывать.

Прежде всего, 2011 год в мировой экономике будит по темпам экономического роста ниже, чем прошлый. Прошел год «отскока» опосля падения в 2008-2009 годов основных экономик мира. По имеющимся данным МВФ, если в 2010 году всемирный барыш был 5%, то в этом году он ожидается на уровне 4,4%. На это повлияет и то, что некоторый страны снижают свои дефициты. Например, довольно жесткая бюджетная консолидация в Великобритании в четвертом квартале прошлого возраст вызвала спад на 0,5%, продолжают слабо всходить инвестиции, сохраняются риски в банковской сфере, тормозится покамест барыш кредитования во многих экономиках мира. Но все страны для экономического роста будут соревноваться зa инвестиции, и мы должны принять покровительство в этом состязании.

Хотя мировой упадок и снизил глобальные дисбалансы, тем не менее, некоторый страны по инерции возвращаются к некоторым докризисным моделям. да происходит в США, стране с дефицитом счета текущих операций, где основным источником роста был требование населения. Он вновь восстанавливает и эта пример в американской экономике восстанавливается. Напротив, в Китае наблюдается спад внутреннего спроса, на какой мы да рассчитывали. Уже нет прежних надежд на то, что Китай будит в той же мере, что и до кризиса локомотивом мировой экономики.

Требуется повышение гибкости обменных курсов, Кагда этого не достигается, начинаются валютные войны. И с этим нам, вероятно, придется столкнуться. В среднем по развитым странам правительственный недоимка превысил безопасную черту и подходит к 100%. Это означает, что кроме 1 сегмент рынка становится более рискованным. USA и Япония покамест не предложили миру довольно последовательную программу консолидации своих бюджетов. Поэтому, на выше- взгляд, остаются риски для стабильности в целом мировой экономики.

Процентные ставки центробанков ведущих государств и Федеральной резервной системы остаются низкими. Продолжается скупка гособлигаций зa счет работы печатного станка. И на развивающихся рынках появляются спекулятивные деньги, поднимающие цены нашего фондового рынка, сырьевых товаров. Это не будит быть постоянно, скорее всего, нас ожидает определенная коррекция.

Россия зa счет серьезного резерва, накопленного до кризиса, прошла его лучше, чем некоторый другие страны. Это несмотря на то, что риски для российской экономики были даже выше, чем для многих других. Мы уже выходим из кризиса. Наша занятие достигла почти 97-99% докризисного уровня. Но некоторые отрасли, такие как машиностроение, еще раз на 20% отстают от докризисного уровня. Металлургия — на 8%, строительство — на 5%. В то же время, полагаю, в конце этого возраст — начале следующего мы выйдем на докризисный уровень. В части ВВП, надеюсь, в начале следующего возраст мы выйдем на величина экономики приблизительно 2008 года.

Среди важнейших вызовов, которые определяют ту модель, с которой нам надо направляться дальше, стоит демография. Россия столкнется с демографической проблемой острее, чем некоторый страны. По имеющимся данным Минэкономразвития, число занятых в экономике с 2011 возраст в размере 67,9 млн. индивид снизится к 2020 году до 64,6 млн. Это означает, что ежегодно около нас будит сокращаться число занятых в экономике будто на 300-400 тыс. около нас, в общем-то, не будит отдельно острой проблемы безработицы. около нас будит вопрос нехватки рабочей силы. И ныне круг регионов показывает, что вкушать крупные предприятия, в том числе в развитых центрах, где в дефиците представители инженерного состава, рабочие-станочники. Требуются кадры, причем кадры подготовленные. В связи с этим гордо для нашей страны извлекать опять 1 элемент улучшения инвестиционного климата. Перейти к быстрому переобучению, уйдя тем самым от структурной безработицы и миграции. Обеспечить мобильность рабочей силы.

Демография скажется и на пенсионной системе, на доходах бюджета, на его долгосрочной сбалансированности. об этом опять скажу. В целом же прогнозы по России благоприятные. Мы сможем в ближайшие годы владеть солидный барыш около четырех и выше процентов, добро бы для России это недостаточно. Это приблизительно на среднем уровне мировой экономики. Мы не будем отставать, Но и не будем продвигаться дальше, воспитывать вперед. Нам нужны темпы роста 6-7%. В связи с этим необходимо шевелить мозгами о новых факторах экономического роста, которых не было до кризиса. Мы должны существенно улучшить инвестиционный климат, что бы обеспечить как приток инвестиций извне, да и мобилизацию наших внутренних инвестиций.

В 2010 году величина инвестиций около нас составил 20,5% ВВП. Это в номинальном выражении более 9 трлн. рублей инвестиций в основные фонды. Но покамест что отрасли переработки и машиностроения получают их существенно меньше, чем надо для модернизации. Кагда мы говорим о модернизации, то самым главным показателем является величина инвестиций и живость обновления основных фондов, что бы преуспевать зa основными тенденциями мировой экономики, преуспевать внушать самые современные технологии и оборудование. высота инвестиций определяется уровнем сбережения, склонностью граждан к сбережению. около нас не самые плохие показатели, до кризиса около нас сбережения находились на уровне свыше 30% и соответствовали периоду экономического бума «азиатских тигров»: Южной Кореи, Гонконга и других. безотлагательно высота сбережений -около 23 %. А вот накопление, перемена сбережений в инвестиции около нас существенно отстает. теперь это около 20 %, а отличие посреди сбережениями и накоплениями отрицательная. около нас отток капитала составляет от 7 до 10 и более процентов. Мы ни за что на свете не можем поймать свои же сбережения. Они инвестируются в других регионах мира.

В некоторый части это нормально. Мы входим в мировую систему. около нас потреблять крупные корпорации, они имеют и развивают свои подразделения. Но при всем том нуждаться отметить, что инвестиционный климат покамест не удовлетворяет многих российский инвесторов. Они прием средств выводят в другие зоны, где может замечаться доходность поменьше, зато сохранность получше.

Доля главный экономики в ВВП, которая определяет ее динамизм и конкурентоспособность, около нас покамест опять на довольно низком уровне. На промежуток кризиса порция информационных технологий к ВВП составляла около 3,8%. Это на уровне ниже либо существенно ниже, чем в Бразилии и в Китае. Да, около нас проходят позитивные процессы, растет экспорт нашей высокотехнологичной продукции. Но покамест он достигает небольших объемов, приблизительно 3 млрд. долларов до кризиса, безотлагательно даже не мало снизился. Россия может употреблять высокотехнологичные товары. накануне кризисом они составляли до 25% только нашего импорта. Такой импорт, как правило, означает инвестиции и изделие новой базы для модернизации экономики. Но что такое 25%? Это около 70 млрд. долларов в год инвестиций, импорта оборудования и технологий. безотлагательно высота такого импорта снизился почти в 1,5 раза. ежели и он и начинает восстанавливаться.

Прямые иностранные инвестиции упали да в 1,5 раза. По предварительным имеющимся данным 2010 года, думаю, будит среди 12-14 млрд. долларов. Это мало. около нас в лучшие годы доходило до 27 млрд. А теперь около инвесторов употреблять дух выждать, исполнять паузу, посмотреть, как Россия восстановится опосля кризиса. Здесь нам надо быстрее делать необходимые условия и гарантии.

Необходимо снижать риски российской экономики. Например, нашу нефтегазовую зависимость. Мы пропасть говорим о том, что от нее нуждаться избавиться. покамест это не удается. снедать риски, что мы вновь станем повторять докризисную модель, Кагда огромный приток средств связан то есть с высокими ценами на энергоносители. А приток капитала ведет к быстрому укреплению национальной валюты под напором временных, отчасти случайных нефтедолларов.

Какие риски выявил затруднение До него мы понимали, что когда- то некоторые из них станут реальными. Имею в виду снижение цены на нефть. плата в 2008 году в своем пике в июле тово возраст была на нефть типа Юралс 139,8 долл. А уже в декабре 2008 возраст — 32,2 долл. Со 139 до 32 долл зa 25 недель рухнула цена. И главный квартал 2009 возраст находилась на уровне 41 доллара. А ведь она могла там и остаться. случай в том, что центробанки, Федеральная резервная система закачали колоссально большие финансы в мировую экономику. Они искали пристанище, вздули цены на сырьевые товары. Такая вот неволя от легких денег, которые выдаются под нулевую ставку и ищут себе применения в виде заработка пусть бы бы в 1-2 %. Они покамест паки на мировом рынке. Мы кроме живем в пик этого пузыря на сырьевых рынках.

Если в 2008 году средняя стоимость зa год на нефть, которую мы производили, была 94,4 долл зa баррель, то в 2009 году составляла уже 61,1 долл, упав на 33 доллара. как это отразилось на наших доходах? Доходы федерального бюджета упали зa 3% ВВП. если бы мы не нарастили расходы в 2009 году, недостаток бюджета был бы где-то 3,7%. Но мы существенно увеличили расходы, по-этому недостаток около нас составил около 6%. В 2008 году около нас был профицит 4,1%, а в 2009 году — уже недостаток 5,9%. отверстие составил 10% ВВП. Мы на 10% ВВП изменили баланс нашего бюджета зa 1 только год под напором обстоятельств, независящих от России либо зависящих частично в той части, где мы увеличивали расходы. И Кагда мне говорят, что давайте мы при цене 90 долларов зa баррель поживем при дефиците 3%, то, думаю, это бесперспективная политика. Она означает, что в 1 красивый погода мы можем получить упадок снова на 3-4% ВВП сверх тех трех, которые мы уже имеем.

Если владеть недостаток в 4 либо 5 % ВВП, придется повторять имущество на внутреннем и внешнем рынке. Что такое 3-4 %? Это годовой польза кредитного портфеля всех наших банков до кризиса. То теснить княжество выйдет и заберет эти капитал с рынка и скажет, что нам нуждаться финансировать свои расходы и зажмет частные инвестиции. Это шоки, которые стоят пред нами все время. Эти риски мы рассчитывали до кризисом, пытались их избежать. И нам удалось это исполнять в 2008-2009 годах.

Надо восстанавливать выше- Резервный фонд, какой накануне кризисом был 10% ВВП. И еще раз было 8% ВВП в Фонде национального благосостояния. Суммарно около нас была «резервная подушка» в размере 18% ВВП до кризиса. немедленно мы покамест что не можем позволить себе накапливать. около нас в прошлом году стоимость на нефть была 61 доллар и недостаток около 3, 9%. В этом году мы вторично не знаем как какая будит цена. если она будит выше уровня 90 долларов, то это будит 1 из самых высоких цен в истории, если брать в постоянных ценах. прежний пик был в 1983 году — 83 доллара, если брать в сопоставимых ценах. Мы вновь вышли на пик цен, что век не продержится. Нет объективных обстоятельств, которые объясняли бы такие цены. В этом смысле мы не имеем возможности в такой степени помогать недостаток при ценах выше 75 долларов зa баррель. Для нас и 75 долларов — снова непроходимо мягкая граница. Мы должны понимать, что вливание этих денег в российскую экономику опять создает серьезную неволя от нефти и газа.

В целом затруднение показал уязвимость прежней модели. Имею в виду не бюджет – его мы держали в довольно жестких рамках. Хотя, считаю, надо было биться еще раз жестче. Мы могли трудиться лишь только только в благоприятных внешних условиях. Но в ближайшие годы наша экономика будит заниматься при более сложной внешней конъюнктуре, в условиях более умеренных потоков капиталов. В такой ситуации предстоит выработать новую форма развития. Одной из ее бес является экономика с низкой инфляцией, с довольно устойчивым курсом, позволяющим делать в экономике сквозь финансовую систему, сквозь банки, некогда всего, длинные деньги. если банкир не уверен, что начальство удержит инфляцию в ближайшие 3 возраст в размере 3-5%, он не выдаст вам доверие ниже 7-8%. А если мы имеем инфляцию 8,8% по итогам прошлого года, то кредиты прежде будут выше 10%. Модернизацию с кредитной ставкой от 10 до 15%, выданных только на три года, жить вряд ли ли возможно.

Эта наша рабство после финансовые ограничения создает перегородка для модернизации, до только тех отраслей, которые могут делать высокотехнологичную продукцию. Мы ныне должны выражать об управлении, что бы решить эти задачи. Нам нужно, заранее всего, умело смекать свои силы и те ресурсы, которые будут В любое время ограниченными. Правильно назначать среди социальной сферой, поддержкой развития, поддержкой инфраструктуры. Для этого требуется стратегическое планирование. затруднение сбил ориентиры и уменьшил величина ресурсов, которыми мы планировали располагать, что бы исполнять концепцию долгосрочного развития «2020». Изменились ресурсы. Прерван их рост. Они покамест опять ниже, чем были до кризиса в годовом выражении. Имею в виду барыш ВВП, инвестиции в экономику и доходы бюджета. Нам нуждаться все опять раз проанализировать и поставить пред собой реалистичные цели.

Сейчас около нас действуют 193 стратегических документа и концепции, принятых Правительством либо Президентом. вдобавок 83 находятся в разработке по поручениям и решениям, которые приняты Правительством либо Президентом. 30 готовятся к разработке, Но они уже немедленно не сбалансированы. Их цели, задачи и ресурсы не сбалансированы. Поэтому, говоря об управлении и перенастройке управления, надо возвращаться с стратегическому планированию и жестко расставить для себя приоритеты. надо проанализировать макроэкономические риски, связанные с недостатком капитала и факторами его роста. Выявить причины того, почему около нас в стране маловато рентабельных инвестиционных проектов. надо проанализировать институциональные условия нашей экономики.

Беру испытание РСПП по деловому климату 2010 года. Он показывают, как меняются предпочтения предпринимателей в части того, что им больше только мешает. На первом месте стоит неэффективное государственное господство и отлучка ясных целей развития страны. Раньше причина факторы не были на первых местах. Давайте возьмем любимые отрасли — авиация, судостроение — где около нас монополисты и госкорпорации. около нас вдобавок питаться полный степень таких отраслей и некоторые новые мы включаем. Так, была принята программа развития фармацевтической промышленности с существенным дотированием зa счет бюджета. безотлагательно ситуации скоро изменилась и компаниям нуждаться не это, не приговор любимых отраслей. 45% респондентов заявили, что в последние годы сталкивались с нарушение их прав со стороны органов власти. А с проблемами со стороны криминалитета – 8%. Т.е. казенный орудие обязан перестроиться, иным способом мы не сможем кончаться на эффективную форма роста. Бизнес не ждет от нас больших средств и дотаций. Он ждет определенности в нашей работе и четкости выполнения наших функций. В меньшей степени ждет средств, зa которыми надо защищать в очереди.

Наша бюджетная стратегия, которую до кризиса не удалось принять, должна отзываться на некоторый вопросы. Бюджетные стратегии многих ведущих государств начали создаваться, Кагда определились глубокие демографические проблемы. сходство ресурсов и потребности в ресурсах, доходах либо расходах существенно меняются на протяжении десятилетия, тем более двадцатилетия. Мы стоим пред такими же вызовами. Долговые проблемы существенно видоизменяются. если страны живут с дефицитом бюджета в 3% и достигают долга в размере 60 % ВВП, то должны содержаться периоды, Кагда эти долги начинают возвращать. около нас лакомиться представление, что В любое время дозволительно пребывать при 3% дефицита, как живут в развитых странах. Но некоторый обязан отдавать эти долги. Для России долговые проблемы имеют более серьезные ограничения в силу названных ранее перепадов в конъюнктуре. Для нас выше госдолга в 30% ВВП невозможно подниматься. А в последней концепции развития МЭРа предлагается инновационный разночтение развития, в котором мы подходим после 15 годов к 30% долга. Это сомнительный момент.

Мы отклонились от соответствия стратегическим целям, Кагда принимали новоявленный разрешение пенсионной реформы, повышали пенсии. Да, мы решили благородную задачу. Мы существенно уменьшили крайность между пенсионеров. около многих из них пенсия стала выше. Но мы не сбалансировали ее необходимыми изменениями реформы самих пенсионных прав. Вы знаете мою позицию. как вкопанный альтернатива изменения пенсионного возраста. Со мной не согласны разряд начальство и некоторые политики. Но даже если не утверждать про пенсионный возраст, то могу вам привести такой факт, что теперь жена всех пенсионных назначений прошлого и этого возраст — это будут пенсии до пенсионного возраста, т.е. это льготные пенсии по разным категориям граждан. безотлагательно около нас пенсионерами становятся в 40-50 лет, жена всех новых назначений. Это обстановка не похожа ни на одну современную страну. Кагда я говорил, что около нас нет ресурсов, что бы хранить пенсионную систему, то мне говорили, что они есть. опосля этого повышаются страховые взносы на бизнес. Значит, ресурсов однако нет. недостаток Пенсионного фонда в бюджете Российской Федерации остается 1 триллион рублей. А на строительство дорог в федеральном бюджете заложено 340 млрд. рублей. Для такой страны как наша строительство дорог в таком объеме — это адски мало. Это говорит о том, что мы не принимаем главные стратегические решения должным образом.

Нам нуждаться подготовить программу модернизации, которая опиралась бы не на отдельные предприятия и госкорпорации. Нам нужна программа модернизации, которая позволила бы на каждом предприятии создать инвестиционный потенциал обновления. Правильное расходование нефтегазовых ресурсов, сбалансированный бюджет при умеренных ценах, низкая инфляция, которую мы планируем довести до 5 %, умеренных мнимый долг, эффективно работающие институты развития. Существенно приблизит модернизацию сокращение роли государства в экономике в результате приватизации и уменьшения монополизма. Мы опять не прошли способ реорганизации наших корпораций. около нас теснить одни частные предприятия, которые ближе к Правительству и государству, чем другие частные предприятия. Т.е. пользуются административной поддержкой. Слияния, поглощения, доступ к ресурсам, зачастую решаются в кабинетах чиновниках. нуждаться существенно изменить ситуацию.

Ко мне как вице-премьеру зачастую обращаются губернаторы с просьбой помочь в строительстве дорог и мостов. Но мы будем смотреть, насколько в регионе мобилизованы собственные ресурсы и проданы ли те активы, которые могут дать имущество на строительство инфраструктуры. Мы объявили федеральную программу приватизации и ждем, что такие программы будут созданы в субъектах и муниципалитетах. На прошлой неделе мы продали 10% часть ВТБ. В день все решения были озвучены. афера показала, что в условиях неустойчивости рынка мы получили хорошую рыночную цену.

Думаю, поможет модернизации и наше начало в ВТО и ОЭСР.

Полагаю, что мы имеем в нефтегазовом комплексе довольно продуманную систему налогообложения. Она в ближайшее время будит усовершенствована, преимущественно для новых месторождений. если мы будем правильно пользоваться эти средства, то это позволит хранить под контролем нашу нефтегазовую зависимость.

Минэкономразвития подготовило прогноз развития страны до 2030 года. порция его уже обсуждается в прессе. В этом прогнозе лакомиться пара сценария — инновационный и консервативный либо энергосырьевой. Инновационный предполагает барыш цены на нефть от текущей до 90 долл к 2020 году и сохранение 2% дефицита бюджета. Считаю, что такой прогноз не имеет власть на жизнь, т.к. означает снова большую неволя от нефти и большие риски чем даже до кризиса.

Президент России поставил задачу обманывать модернизацию Вооруженных Сил на 20 трлн руб, модернизировать оборонную занятие и повысить денежное питание военнослужащих. Это обойдется со следующего возраст в 1,5% ВВП ранее не имевшихся расходов. Это другое направление, чем усиление сбалансированности и снижение дефицита. Понимаю, как сложно все эти задачи балансировать. по-этому нам невозможно скатываться к докризисной модели зависимости.

Президент дал миссия Правительству разбирать вопрос, что бы место польза нефтегазового дохода этого возраст не пользоваться на расходы, что бы не увеличить инфляцию не только зa счет продовольственных цен, Но и зa счет монетарных факторов.

В распоряжении субъектов РФ — почти что 5 трлн рублей. Бюджеты регионов увеличиваются, несмотря на то, что в кризисный 2009 год они упали на 14% в среднем. Расходы мы смогли побеждать зa счет поддержки из федерального бюджета. В прошлом году доходы выросли на 17% , а в Сибирском федеральном округе — на 27%. Соответственно, расходы и увеличиваются, Но их строй меняется. Уменьшаются инвестиции, увеличивается социальная составляющая. Это опасный побуждение для размышления. Все расходы субъектов РФ по инвестициям с 1,4 трлн в 2008 году безотлагательно упали до 1 трлн. Наша проблема теперь — поддержать регионы в части стимулирования роста налогового потенциала и инвестиций. Для этого мы уже внедрили не мало элементов в механизмы дотаций субъектов. безотлагательно я предложу еще раз 1 недавний механизм. В тех, что внедрили дотации, рассчитываются уже немедленно по результатам оценки налогов зa последние 3 года. Т.е. с 3-х летним опозданием меняются трансферты. Это означает, что если повысил налоги, трансферт тебе не уменьшается. И только кроме он может уменьшаться. если около тебя выросли доходы выше чем в среднем по стране, то мы принимаем палец по стране. если наступает момент, что трансферт обязан попадаться сокращен, то больше чем на 10% его уменьшить нельзя. Это конструкция в среднесрочном периоде обязан помогать стимул, Но его недостаточно. по-этому мы предлагаем с 2012 возраст ввести особенный фонд, покамест определить его в 10 млрд. рублей, на премирование 10 регионов, которые будут только в трех показателях лучше, чем все остальные. Это палец темп роста инвестиций зa последние 3 возраст и инвестиции в расчете на каждого жителя, показатель промышленного производства и показатель прироста налоговых доходов. Такая комплексная формула, состоящая из данных показателей, где эти нюансы в инвестиционном климате дополняют товарищ друга. Тем самым, надеюсь, создадим возбуждение для регионов колебаться в этом направлении.

У меня соглашаться спор с другими министерствами и с нашими инфраструктурными монополиями, или же как мы их называем «естественные монополии». теперь льготы по имуществу этих монополий составляют 130 млрд рублей, а имущественный акциз — это оброк субъектов Российской Федерации. Мне покамест не удается переломить дух и самих монополий и некоторых министерств. Они говорят, что если им придется воздавать большие налоги, то они и большие тарифы выставят. Но, думаю, мы можем встречать золотую середину.

В конец хочу сказать, что ныне проезжал пропускать большого красивого концертного зала в Красноярске. 4 возраст обратно мы договорились с губернатором, тут-то вторично с Александром Хлопониным, что совместными усилиями сделаем 1 из лучших зa Уралом концертных комплексов, Но только при серьезном софинансировании из бюджета субъекта. Общими усилиями нам это удалось сделать. Он в декабре введен, теперь красавец стоит. Думаю, на базе таких партнерских взаимоотношений мы с субъектами решим горы задач. Спасибо!